«Где мы, а где экология? Да и не до неё сейчас. Быть экологичными — это дорого и сложно», — так думают многие собственники компаний. Но они ошибаются. Фокус на экологии полезен и выгоден бизнесу.
Компания Sendsay совместно с фондом «Природа и люди» подготовили этот спецпроект, чтобы поделиться простыми новогодними привычками. Их можно легко внедрить в любой компании. Вы сами не заметите, как начнёте вносить вклад в сохранение природы и улучшите экорепутацию своего бренда.
К Новому году в компаниях принято заказывать подарки для сотрудников и партнёров. А вы знали, что 80% корпоративных подарков так и остаётся лежать в тумбочках стола? Так что если ваш подарочный набор включает бумажные открытки ― это напрасно вырубленные леса. Ведь ежегодно на производство бумаги уходит 125 млн деревьев.
Вырубка лесов может привести к сокращению популяций многих видов животных — им просто будет негде питаться, строить жилища и укрываться от хищников.
Вот сахалинская кабарга — милое животное, похожее на оленя. По подсчётам экологов, особей именно этого подвида осталось всего 150–200, хотя на конец 1990-х годов их насчитывалось порядка 1670. Основная причина их постепенного вымирания — разрушение среды обитания и браконьерство.
А это рыбный филин — великан среди сов: с размахом крыльев до двух метров и весом до 4,5 кг. Для гнёзд и дупл выбирает большие и старые деревья. Из-за вырубки лесов ему негде создавать гнёзда и выводить птенцов. По данным сайта «Дикая природа России», на острове Кунашир осталось не более 100 особей.
Открытки из посевной бумаги с включением семян. Если такую открытку посадить в землю, семена прорастут, а сама бумага станет полезной основой для роста растений. Это отличный способ сократить количество обычных открыток, которые к тому же часто покрыты специальной плёнкой и из-за этого не пригодны для переработки.
Поздравление на упаковке. Если сложно отказаться от физических сувениров ― можно просто сократить количество отходов. Компании всё чаще выбирают наносить поздравления прямо на упаковку с подарком, чтобы не губить леса на производство открыток. К Новому 2025 году в Sendsay тоже напечатали поздравление на коробке ― надеемся, этим спасли не одно дерево!
Электронные открытки. В отличие от бумажных, времени на разработку электронной открытки можно заложить меньше ― ведь не надо ждать печати тиража в типографии и доставки в офис. К тому же поздравление можно сделать анимированным, а это выглядит намного интереснее, чем обычная открытка. И представьте: мы избавим планету от сотен тонн отходов!
76% россиян готовы отказаться от новогодних открыток и даже сувениров в пользу благотворительности. Такие данные приводит исследование «Авито Работы» и фонда «Дом с маяком».
В офисах компаний всё чаще принято ставить ёлки под Новый год. При этом одни считают, что лучше выбрать искусственную ель, чтобы «спасти» от вырубки живые деревья. Другие говорят, что лучше наоборот поставить в офисе натуральное дерево и отказаться от пластика. Давайте разбираться, какой должна быть правильная ёлка в офисе экологичной компании.
Самый экологичный вариант — российская ель, неровная и не очень пушистая. В 95% случаев такое дерево вырубают из соображений безопасности, например, если оно растёт под линиями электропередач. Выбрав такую ель, вы дадите ей вторую жизнь — ведь она сможет порадовать вас и ваших коллег на Новый год.
Если для вас важен внешний вид — можете выбрать ель из питомника. Они выглядят симпатичнее «диких», ведь за ними ухаживают, формируют крону, подкармливают. По сравнению с натуральными на производство таких деревьев тратится больше ресурсов — воды, электричества и удобрений. Здесь тоже лучше выбрать российскую ель, а не иностранную, при перевозке которой производится много выбросов.
На создание искусственной ели уходит масса ресурсов — вода, электричество, не говоря уже о выбросах в атмосферу в результате транспортировки в Россию. А ещё такая ёлка чаще всего не подлежит переработке и отправляется на общую свалку, где может пролежать тысячи лет.
Природный счёт от такой ёлки очень высок, поэтому, если она попала к вам в руки — постарайтесь увеличить её срок службы хотя бы до 10 лет, но чем дольше — тем лучше. А если надоест, попробуйте пристроить через объявления, чтобы дать ей «вторую жизнь».
Большинство искусственных ёлок привозят в Россию из-за границы. Производство и доставка таких ёлок требуют огромных затрат энергии. Для примера углеродный след искусственной импортной ели, купленной в Москве, — около 57 кг СО2. Столько же оставляет 10-летний запас пластиковых пакетов в пересчёте на одного россиянина. При этом живая ель оставляет в 22 (!) раза меньше углеродного следа — 2,6 кг СО2.
Возможно, вам попадались на глаза так называемые «экологичные» ёлки в горшках. Имейте в виду: взрослые хвойные в горшках редко доживают до весны. Корни таких деревьев чаще всего повреждены, а пребывание в квартире для них — большой стресс.
А ещё ели в горшке скорее вредят, чем помогают природе. Ведь чтобы вырастить и перевезти такое дерево, ресурсов требуется даже больше, чем на красивую иностранную ёлку. Поэтому ёлка в горшке — неэкологичное решение.
Новогодние праздники кончатся, и обязательно встанет вопрос «а что же делать с ёлкой?». Искусственную можно убрать в коробку до следующей зимы. Натуральную может забрать на дачу кто-то из сотрудников: хвою закопать на грядках, а на стволе пожарить шашлыки. В больших городах можно поискать пункты приёма новогодних ёлок — там, как правило, их пускают на щепу для украшения клумб.
Есть простой способ избежать послепраздничных хлопот и при этом не навредить природе — не ставить в офисе физическую ёлку, а использовать её цифровой аналог. Например, предложить сотрудникам поставить на рабочие компьютеры новогодние обои с изображением наряженной ёлки или вывести на большой монитор в холле заставку с елью и новогодними мотивами.
Если дома сложно себе отказать в желании нарядить ёлку и повесить на неё игрушки, которые достались вам от родителей или даже бабушек, то в офисе цифровая ель может стать отличным экологичным решением.
Новый год — время дарить и принимать подарки от коллег и партнёров по бизнесу. В ваших силах сделать так, чтобы эта традиция не вредила окружающей среде. Да-да, новогодние подарки могут таить в себе опасность — избыточную упаковку как снаружи, так и внутри подарочной коробки. Особенно это касается отправок курьером и междугородних посылок ― в них упаковка используется не только для декора, но и для защиты самого подарка!
Сократите упаковочный материал до минимума. Упаковывайте подарок в коробку подходящего размера, тогда не придётся придумывать, чем заполнить пустое пространство, чтобы внутри ничего не болталось и не повредилось.
Превратите часть подарка в упаковку. Например, если дарите книги, канцелярию или бутылки — оберните их в ткань, используя технику «фурошики». Дополнительный плюс этого способа, что такая упаковка предусматривает конструкцию с ручками, поэтому подарок удобно транспортировать.
Используйте перерабатываемые материалы. Если всё-таки вы дарите что-то хрупкое и не можете обойтись без заполнителя — выбирайте бумагу, крафт или картон. Так у получателя будет возможность сдать их на переработку. А даже если он этого не сделает — эти материалы разлагаются и вредят природе намного меньше, чем пластик.
Самый эффективный и нетоксичный способ постепенно приобщать сотрудников к заботе об окружающей среде — не принуждать, а информировать и создавать условия.
Прощупайте почву. Проведите анонимный онлайн-опрос, чтобы понять, как настроен коллектив по отношению к разным экоинициативам, например: раздельному сбору отходов, помощи животным или нуждающимся людям.
Работайте на опережение. Если в компании принято играть в «Тайного Санту», предложите обменяться подарками без упаковки. Или установите в общей зоне коробки и заполнители из перерабатываемого материала, чтобы сотрудники могли выбрать более экологичный вариант упаковки — например, бумагу или фольгу.
Начинайте с малого. Не забудьте поставить в офисе отдельные контейнеры для сдачи разных типов материалов на переработку. Для начала можно предложить сотрудникам отдельно собирать бумагу, металл и батарейки.
Дайте возможность выбора. Расскажите сотрудникам, что вы планируете подготовить традиционные новогодние сувениры, и спросите, как вариант они предпочтут: получить подарок или направить бюджет от него на корм песцам. Не все откажутся от мерча на Новый год ― и это нормально. Но для кого-то это может стать первым шагом к благотворительности.
«С большой силой приходит большая ответственность», — помните эту фразу? Она идеально подходит для бизнеса: ведь ресурсов у него в разы больше, чем у отдельного человека. Читайте ниже, как вашей компании встать в авангарде глобальных изменений и не ошибиться в добрых делах.
От представителей разных фондов часто можно услышать: «Даже небольшой регулярный платёж уже помогает». Это действительно так, если мы говорим о пожертвованиях людей: далеко не у всех есть возможность выделять большую сумму из личного бюджета.
Но в случае с компанией даже разовая помощь способна закрыть важные потребности фонда. Поэтому вы можете выбрать подходящую для себя стратегию: помогать одной и той же организации регулярными переводами или разным фондам — разовыми платежами. В любом случае — это будет значимым вкладом с вашей стороны.
Часто компании переводят деньги на что-то одно: на спасение вымирающего вида животного, устранение последствий пожаров, озеленение. Это здорово, но, собрав достаточно средств по одному из направлений, благотворительные организации не могут использовать остаток на другие нужды. Поэтому нецелевые пожертвования могут принести больше пользы.
Взаимодействие с фондами лучше с самого начала строить на доверии: тогда все проекты смогут получать достаточную поддержку, а ваш бизнес ― системно участвовать в благотворительных инициативах.
Бизнес — это люди, а ещё это приоритеты и задачи на более высоком уровне. Вы знаете, что люди часто покупают эмоционально: понравился дизайн, ребёнок попросил или просто «такое настроение». Бизнес же исходит из целей, просчитывает риски, планирует вдолгую.
Поэтому человек скорее пожертвует на то, что вызывает в нём эмоциональный отклик: на предотвращение последствий пожаров, на спасение популяции песцов или других милых животных. А вот выделить средства на зарплаты работникам фонда, на очистку полигонов и гектаров национальных заповедников от мусора или на проекты, которые занимаются адаптацией к изменениям климата — это задача как раз для бизнеса.
Жертвуя деньги от компании на благотворительные нужды, вы закрываете важные потребности нашей планеты. Вклад бизнеса ― недостающий пазл в решении экологических проблем.
Поддержка экотренда может дать немало преимуществ вашему бизнесу, но вместе с тем ― и повышенное внимание. Если вы решите приобщить вашу компанию к благотворительности, убедитесь, что деньги переводятся в добросовестное НКО.
И помните: к тем, кто держит обещания и транслирует высокие идеалы, хочется присоединиться. Поэтому акция ради акции или пожертвование ради пожертвования ― не лучший вариант. Если вам близки темы сохранения природы и помощи, меняйте привычки постепенно и адаптируйте бизнес. Тогда точно всё получится!
Новые привычки не даются легко: будь то сортировка мусора или утренние тренировки. Но есть проверенный метод не сдаться на полпути ― найти компаньона. 87% бегунов считают, что именно партнёр по пробежкам помогает им мотивировать себя и не бросать тренировки. Ваша компания может стать таким партнёром для своих сотрудников.
Мотивация и общие ценности помогают свернуть горы! По опыту автомобильной компании в ОАЭ, после приобщения сотрудников к экопривычкам улучшились как бизнес-показатели, так и личная эффективность сотрудников. Журнал Scientific Reports изучил этот кейс и отметил:
Так от человека к человеку переходят идеи, способные изменить мир. У бизнеса ещё больше рычагов: вы можете мотивировать своим примером не только сотрудников, но и другие компании. Так сделал Ивон Шуинар, предприниматель с 50-летним стажем и один из сотни самых влиятельных людей мира по мнению журнала Time в 2023 году.
Его бренд одежды для активного туризма Patagonia существует с 1973 года. Все эти годы компания придерживается экоподхода: использует в производстве только органический хлопок и переработанные материалы, а работа в офисе организована так, чтобы минимизировать вред окружающей среде.
С 1986 года Patagonia переводит один процент от продаж на охрану природы ― и подаёт пример другим компаниям. В основанный Шуинаром клуб 1% for the Planet входят более 5 тыс. организаций. С момента создания объединения в 2002 году его участники передали более 670 млн долларов благотворительным организациям. Стать членом глобальной сети может любой бизнес.
Если у вас есть собственные идеи о том, как помочь планете — то не держите их в себе: реализуйте самостоятельно или найдите единомышленников среди руководителей других компаний.
Мы же подготовили для вас новогоднее бинго из простых шагов, которые только кажутся маленькими. Если их внедрить на уровне компании, то совокупный эффект от этих простых действий позволит значительно улучшить экологическую ситуацию.
Фонд «Природа и люди» и компания Sendsay всегда готовы поддержать вас на пути к экопривычкам. На сайте фонда узнавайте больше о проектах, направленных на сохранение уникальной природы нашей страны, принимайте в них участие и рассказывайте о результатах. Пусть 2025-й станет годом добрых дел!