21.10.2025
8 минут

Политика конфиденциальности: как правильно защищать данные пользователей

Если компания собирает данные пользователей в интернете, то она обязана разместить на сайте политику конфиденциальности. Иначе бизнесу грозят штрафы или блокировка сайта. 

Собрали в статье всё, что нужно знать об этом документе: зачем его разрабатывать, где размещать и как составить текст так, чтобы избежать штрафов.

Что такое политика конфиденциальности и зачем она нужна

Любая организация, которая работает с личной информацией в интернете, считается оператором. Одно из обязательных требований к ним — иметь на сайте политику конфиденциальности. 

Политика конфиденциальности — это документ, который поясняет, как бизнес работает с персональными данными (ПДн) пользователей в интернете. К ним относится информация, которая прямо или косвенно соотносится с конкретным человеком. Это могут быть имена, email-адреса и даже обезличенные данные о поведении в интернете. 

Например, система веб-аналитики собирает данные обо всех посетителях сайта, чтобы компания затем могла настроить рекламу на этих пользователей. И хотя посетители не оставляют свои контакты, компания всё равно обрабатывает их персональные данные и использует информацию для маркетинговых целей. 

Работу с личной информацией регулирует закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Именно он обязывает опубликовать текст политики конфиденциальности на сайте и сделать так, чтобы доступ к документу был у любого пользователя. 

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Какому бизнесу необходима политика конфиденциальности 

Политика конфиденциальности нужна, например, если:

  • Пользователь на сайте проходит регистрацию. Когда для входа нужен аккаунт, и от человека требуются личные данные.
  • Покупатель оформляет заказ в интернет-магазине или сервисе доставки. Для этого пользователь заполняет форму, где нужно указать адрес и прочие персональные данные.   
  • Система веб-аналитики собирает информацию о действиях человека. Политика также нужна, если сайт обрабатывает cookie-файлы. 
  • Рекомендательные алгоритмы помогают сделать выбор. Потому что для этого они собирают данные о поведении пользователей.
  • Вы получаете контакты через форму регистрации, обратной связи или подписки на рассылку. Даже простой вариант, где нужно ввести только имя и email, обязывает опубликовать документ. 

Собрать контакты для рассылки по всем правилам поможет омниканальная CDP Sendsay. В ней можно создать на сайте форму подписки, добавив чекбокс со ссылкой на политику конфиденциальности и пользовательское соглашение.

Из формы данные пользователей попадают в единую базу, чтобы затем компания могла использовать информацию для рассылок по email, через SMS и мессенджеры.

→ Попробовать бесплатно 

Почему политика конфиденциальности важна

Статистика показывает, что в России есть проблемы с хранением персональных данных. 

1,5 млн записей с личными данными россиян попали к злоумышленникам в 2024 году На 30% за год выросло количество утечек ПДн  48% жителей РФ считают, что скорее не защищены от утечки персональной информации

Политика конфиденциальности — один из инструментов, который помогает защитить персональные данные. Благодаря ему люди и госведомства понимают, как бизнес ведёт работу с личной информацией. 

Пример политики на сайте платформы Sendsay
Пример политики на сайте платформы Sendsay
  • Пользователи знают, какие данные и зачем собирает организация. Это повышает уровень доверия: например, люди меньше опасаются оставлять контакты через формы обратной связи. Как следствие, это может увеличить конверсию в нужное действие и укрепить репутацию. 
  • Ниже риск штрафа или блокировки сайта. Роскомнадзор регулярно проверяет, как организации соблюдают закон «О персональных данных». Если на сайте нет политики, компания заплатит штраф или столкнётся с временной блокировкой сайта до устранения нарушения.  
  • Предприятие может вести бизнес с пользователями из других стран, если политика конфиденциальности соответствует Генеральному регламенту о защите данных (GDPR). Этот документ помогает сохранить персональные данные людей в Евросоюзе.

Что будет, если нет политики конфиденциальности

Штрафы. Если документа нет на сайте, то можно получить штраф: 

  • для физлиц — от 1,5 до 3 тыс. рублей;
  • должностные лица — от 6 до 12 тыс. рублей;
  • ИП — от 10 до 20 тыс. рублей;
  • юрлица — от 30 до 60 тыс. рублей.

Отдельные штрафы предусмотрены, если не уведомить Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Подробнее об этом рассказывали в статье «Как маркетологу работать по 152-ФЗ и не потерять клиентов».

Блокировка сайта. Если Роскомнадзор выявил нарушения, по решению суда госорганы могут внести сайт в реестр нарушителей и заблокировать.

Как составить политику конфиденциальности

Универсального текста не существует — компании или предпринимателю нужно создать документ самому. Для этого есть три основных способа. 

  1. С помощью юристов. Чтобы учесть специфику компании и все тонкости законодательства, лучше разрабатывать политику с опытными юристами. Так меньше вероятность что-то напутать и получить штраф. 
  2. По шаблону. Можно взять за образец политику конфиденциальности другой компании и адаптировать её. Но лучше, чтобы юристы доработали и проверили текст. Бизнес даже внутри одной отрасли может различаться — если не учесть нюансы, есть риск не пройти проверку Роскомнадзора и заплатить штраф.  
  3. В конструкторе. Есть генераторы политики конфиденциальности, которые упрощают процесс её создания. Нужно заполнить информацию о компании, и сервис автоматические поставит данные в шаблон. Примеры таких конструкторов: Tilda, ProfiSet, A-position

Что должно быть в политике конфиденциальности 

Роскомнадзор рекомендует писать политику простым языком без канцеляризмов. В тексте нужно рассказать: 

  • для каких целей компания обрабатывает данные;
  • каким будет объём ПДн;
  • планирует ли бизнес передавать данные третьим лицам;
  • через какое время удалит личную информацию. 
Яндекс написал политику простым языком и сделал навигацию по разделам
Яндекс написал политику простым языком и сделал навигацию по разделам

Подробные рекомендации Роскомнадзор собрал в отдельном документе. Разберём подробнее каждый пункт.

Общие положения

Во вводном разделе нужно указать, зачем нужна политика, какие права и обязанности закрепляет документ, какие понятия встречаются в тексте. Например, нужно объяснить, что такое обработка персональных данных, оператор, субъект.

Так начинается политика в Tilda
Так начинается политика в Tilda

Цели сбора персональных данных

Зависят от того, что компания планирует делать с персональными данными. Например, личная информация нужна бизнесу, чтобы:

  • предоставлять доступ к сервисам или материалам на сайте;
  • заключать, исполнять и прекращать действие договоров;
  • отправлять электронные письма.

Правовые основания 

Это юридические документы об обработке ПДн. Например:

  • федеральные законы и нормативные акты, которые касаются работы компании или ИП;
  • устав организации;
  • договоры между оператором и субъектом персональных данных.

Объём персональных данных 

Важно, чтобы содержание и объём персональных данных отвечали целям, которые обозначены в пункте выше. Это значит, что оператор не должен запрашивать и обрабатывать больше информации, чем ему нужно. 

Например, если компании для обратного звонка нужен только телефон, не стоит запрашивать ссылки на аккаунты в мессенджерах.

Категории субъектов персональных данных

В законе нет списка категорий, на которые можно разделить субъектов ПДн — то есть людей, чьи данные обрабатывает компания. Оператор сам определяет, какие категории обозначить в политике. Например, «посетители сайта» или «соискатели, которые откликаются на вакансии в интернете». 

Роскомнадзор рекомендует перечислить для каждой категории все виды персональных данных, которые обрабатывает оператор. Например, информацию о посетителях сайта он собирает, записывает и хранит, а контакты соискателей может ещё и передавать третьим лицам — в рекрутинговую компанию.  

Порядок и условия обработки персональных данных

В этом разделе стоит перечислить список действий с ПДн, способы обработки и сроки. Подробнее — в инфографике ниже. 

Что можно делать с ПДн Способы обработки Сроки обработки
Собирать; записывать; систематизировать; накапливать; хранить; уточнять: обновлять или изменять; извлекать; использовать; передавать: распространять, предоставлять, давать доступ; обезличивать; блокировать; удалять; уничтожать Автоматизированный — в цифровом формате. Неавтоматизированный — на бумажных носителях Дата с указанием числа, месяца и года или условие, после которого обработка ПДн прекратится

Исправление или удаление ПДн

  • Когда компания достигает целей, для которых собирает информацию, или пользователь отзывает согласие на её обработку, оператор должен уничтожить персональные данные. 
  • Если данные неточные, оператор имеет право их обновить. 

Информацию об этом следует включить в политику. Так пользователь будет знать, когда оператор обязан удалить ПДн или как действует для их обновления.

Ответы на запросы 

Субъект ПДн или его представитель может запросить информацию о том, как обрабатываются его персональная информация. В этом случае компания обязана сообщить, что это за данные, и дать к ним доступ.

Роскомнадзор рекомендует разработать и включить в политику конфиденциальности один или несколько регламентов, которые объясняют, как отвечать на такие запросы.

Отрывок из регламента частной клиники
Отрывок из регламента частной клиники

Где разместить политику конфиденциальности

По закону доступ к политике должен быть неограниченным — её нужно разместить так, чтобы любой пользователь интернета мог прочитать документ. Для этого:

  • Добавьте политику на каждую страницу, где собираете персональные данные. Например, можно разместить ссылку на неё в подвале сайта — тогда документ будет виден на всех страницах сайта. 
  • Продумайте удобный формат, чтобы посетитель смог открыть политику на любом устройстве. Важно: документ должен быть доступен без скачивания. 
  • Добавьте ссылку к каждой форме сбора персональных данных.
Так выглядит чекбокс при регистрации в сервисе Kaiten
Так выглядит чекбокс при регистрации в сервисе Kaiten

В чём разница между политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением

Политику иногда путают с другим обязательным документом — пользовательским соглашением. Это происходит потому, что в законе не указано, как именно назвать документ о работе с персональными данными. 

Разница между ними в содержании: в политике бизнес просто описывает, зачем ему персональные данные посетителей, а в пользовательском соглашении регламентирует правила пользования сайтом. По сути, это договор с посетителем ресурса. Согласно закону, на сайте нужно опубликовать оба документа. 

В таблице ниже собрали примеры, как стоит назвать политику. 

Правильно  Неправильно 
Политика конфиденциальности; политика обработки персональных данных; политика в отношении обработки персональных данных Согласие на обработку персональных данных; пользовательское соглашение
Wildberries разместил на отдельной странице глобальную политику конфиденциальности, политику обработки персональных данных и пользовательское соглашение
Wildberries разместил на отдельной странице глобальную политику конфиденциальности, политику обработки персональных данных и пользовательское соглашение

Коротко о политике конфиденциальности

  • Если бизнес собирает персональные данные в интернете, нужна политика конфиденциальности — этого требует закон «О персональных данных».
  • Когда бизнес начинает обрабатывать данные пользователей, об этом следует сообщить в Роскомнадзор.
  • Если нарушить закон о персональных данных, можно получить штраф или уведомление о блокировке сайта.
  • Создать политику конфиденциальности можно с помощью юристов или воспользоваться шаблоном в конструкторе.
  • Документ нужно размещать на каждой странице, где компания или ИП собирают данные о пользователях. 
Похожие статьи
5 ошибок в работе с персональными данными, за которые бизнесу грозят миллионные штрафы
16.10.2025
Над статьёй работали:
Следите за нами
Присоединяйтесь к нам в соцсетях