Если компания собирает данные пользователей в интернете, то она обязана разместить на сайте политику конфиденциальности. Иначе бизнесу грозят штрафы или блокировка сайта.
Собрали в статье всё, что нужно знать об этом документе: зачем его разрабатывать, где размещать и как составить текст так, чтобы избежать штрафов.
Что такое политика конфиденциальности и зачем она нужна
Любая организация, которая работает с личной информацией в интернете, считается оператором. Одно из обязательных требований к ним — иметь на сайте политику конфиденциальности.
Политика конфиденциальности — это документ, который поясняет, как бизнес работает с персональными данными (ПДн) пользователей в интернете. К ним относится информация, которая прямо или косвенно соотносится с конкретным человеком. Это могут быть имена, email-адреса и даже обезличенные данные о поведении в интернете.
Например, система веб-аналитики собирает данные обо всех посетителях сайта, чтобы компания затем могла настроить рекламу на этих пользователей. И хотя посетители не оставляют свои контакты, компания всё равно обрабатывает их персональные данные и использует информацию для маркетинговых целей.
Работу с личной информацией регулирует закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Именно он обязывает опубликовать текст политики конфиденциальности на сайте и сделать так, чтобы доступ к документу был у любого пользователя.
Какому бизнесу необходима политика конфиденциальности
Политика конфиденциальности нужна, например, если:
- Пользователь на сайте проходит регистрацию. Когда для входа нужен аккаунт, и от человека требуются личные данные.
- Покупатель оформляет заказ в интернет-магазине или сервисе доставки. Для этого пользователь заполняет форму, где нужно указать адрес и прочие персональные данные.
- Система веб-аналитики собирает информацию о действиях человека. Политика также нужна, если сайт обрабатывает cookie-файлы.
- Рекомендательные алгоритмы помогают сделать выбор. Потому что для этого они собирают данные о поведении пользователей.
- Вы получаете контакты через форму регистрации, обратной связи или подписки на рассылку. Даже простой вариант, где нужно ввести только имя и email, обязывает опубликовать документ.
Собрать контакты для рассылки по всем правилам поможет омниканальная CDP Sendsay. В ней можно создать на сайте форму подписки, добавив чекбокс со ссылкой на политику конфиденциальности и пользовательское соглашение.
Из формы данные пользователей попадают в единую базу, чтобы затем компания могла использовать информацию для рассылок по email, через SMS и мессенджеры.
Почему политика конфиденциальности важна
Статистика показывает, что в России есть проблемы с хранением персональных данных.
1,5 млн записей с личными данными россиян попали к злоумышленникам в 2024 году | На 30% за год выросло количество утечек ПДн | 48% жителей РФ считают, что скорее не защищены от утечки персональной информации |
Политика конфиденциальности — один из инструментов, который помогает защитить персональные данные. Благодаря ему люди и госведомства понимают, как бизнес ведёт работу с личной информацией.
.png)
- Пользователи знают, какие данные и зачем собирает организация. Это повышает уровень доверия: например, люди меньше опасаются оставлять контакты через формы обратной связи. Как следствие, это может увеличить конверсию в нужное действие и укрепить репутацию.
- Ниже риск штрафа или блокировки сайта. Роскомнадзор регулярно проверяет, как организации соблюдают закон «О персональных данных». Если на сайте нет политики, компания заплатит штраф или столкнётся с временной блокировкой сайта до устранения нарушения.
- Предприятие может вести бизнес с пользователями из других стран, если политика конфиденциальности соответствует Генеральному регламенту о защите данных (GDPR). Этот документ помогает сохранить персональные данные людей в Евросоюзе.
Что будет, если нет политики конфиденциальности
Штрафы. Если документа нет на сайте, то можно получить штраф:
- для физлиц — от 1,5 до 3 тыс. рублей;
- должностные лица — от 6 до 12 тыс. рублей;
- ИП — от 10 до 20 тыс. рублей;
- юрлица — от 30 до 60 тыс. рублей.
Отдельные штрафы предусмотрены, если не уведомить Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Подробнее об этом рассказывали в статье «Как маркетологу работать по 152-ФЗ и не потерять клиентов».
Блокировка сайта. Если Роскомнадзор выявил нарушения, по решению суда госорганы могут внести сайт в реестр нарушителей и заблокировать.
Как составить политику конфиденциальности
Универсального текста не существует — компании или предпринимателю нужно создать документ самому. Для этого есть три основных способа.
- С помощью юристов. Чтобы учесть специфику компании и все тонкости законодательства, лучше разрабатывать политику с опытными юристами. Так меньше вероятность что-то напутать и получить штраф.
- По шаблону. Можно взять за образец политику конфиденциальности другой компании и адаптировать её. Но лучше, чтобы юристы доработали и проверили текст. Бизнес даже внутри одной отрасли может различаться — если не учесть нюансы, есть риск не пройти проверку Роскомнадзора и заплатить штраф.
- В конструкторе. Есть генераторы политики конфиденциальности, которые упрощают процесс её создания. Нужно заполнить информацию о компании, и сервис автоматические поставит данные в шаблон. Примеры таких конструкторов: Tilda, ProfiSet, A-position.
Что должно быть в политике конфиденциальности
Роскомнадзор рекомендует писать политику простым языком без канцеляризмов. В тексте нужно рассказать:
- для каких целей компания обрабатывает данные;
- каким будет объём ПДн;
- планирует ли бизнес передавать данные третьим лицам;
- через какое время удалит личную информацию.
.png)
Подробные рекомендации Роскомнадзор собрал в отдельном документе. Разберём подробнее каждый пункт.
Общие положения
Во вводном разделе нужно указать, зачем нужна политика, какие права и обязанности закрепляет документ, какие понятия встречаются в тексте. Например, нужно объяснить, что такое обработка персональных данных, оператор, субъект.
.png)
Цели сбора персональных данных
Зависят от того, что компания планирует делать с персональными данными. Например, личная информация нужна бизнесу, чтобы:
- предоставлять доступ к сервисам или материалам на сайте;
- заключать, исполнять и прекращать действие договоров;
- отправлять электронные письма.
Правовые основания
Это юридические документы об обработке ПДн. Например:
- федеральные законы и нормативные акты, которые касаются работы компании или ИП;
- устав организации;
- договоры между оператором и субъектом персональных данных.
Объём персональных данных
Важно, чтобы содержание и объём персональных данных отвечали целям, которые обозначены в пункте выше. Это значит, что оператор не должен запрашивать и обрабатывать больше информации, чем ему нужно.
Например, если компании для обратного звонка нужен только телефон, не стоит запрашивать ссылки на аккаунты в мессенджерах.
Категории субъектов персональных данных
В законе нет списка категорий, на которые можно разделить субъектов ПДн — то есть людей, чьи данные обрабатывает компания. Оператор сам определяет, какие категории обозначить в политике. Например, «посетители сайта» или «соискатели, которые откликаются на вакансии в интернете».
Роскомнадзор рекомендует перечислить для каждой категории все виды персональных данных, которые обрабатывает оператор. Например, информацию о посетителях сайта он собирает, записывает и хранит, а контакты соискателей может ещё и передавать третьим лицам — в рекрутинговую компанию.
Порядок и условия обработки персональных данных
В этом разделе стоит перечислить список действий с ПДн, способы обработки и сроки. Подробнее — в инфографике ниже.
Что можно делать с ПДн | Способы обработки | Сроки обработки |
Собирать; записывать; систематизировать; накапливать; хранить; уточнять: обновлять или изменять; извлекать; использовать; передавать: распространять, предоставлять, давать доступ; обезличивать; блокировать; удалять; уничтожать | Автоматизированный — в цифровом формате. Неавтоматизированный — на бумажных носителях | Дата с указанием числа, месяца и года или условие, после которого обработка ПДн прекратится |
Исправление или удаление ПДн
- Когда компания достигает целей, для которых собирает информацию, или пользователь отзывает согласие на её обработку, оператор должен уничтожить персональные данные.
- Если данные неточные, оператор имеет право их обновить.
Информацию об этом следует включить в политику. Так пользователь будет знать, когда оператор обязан удалить ПДн или как действует для их обновления.
Ответы на запросы
Субъект ПДн или его представитель может запросить информацию о том, как обрабатываются его персональная информация. В этом случае компания обязана сообщить, что это за данные, и дать к ним доступ.
Роскомнадзор рекомендует разработать и включить в политику конфиденциальности один или несколько регламентов, которые объясняют, как отвечать на такие запросы.
.png)
Где разместить политику конфиденциальности
По закону доступ к политике должен быть неограниченным — её нужно разместить так, чтобы любой пользователь интернета мог прочитать документ. Для этого:
- Добавьте политику на каждую страницу, где собираете персональные данные. Например, можно разместить ссылку на неё в подвале сайта — тогда документ будет виден на всех страницах сайта.
- Продумайте удобный формат, чтобы посетитель смог открыть политику на любом устройстве. Важно: документ должен быть доступен без скачивания.
- Добавьте ссылку к каждой форме сбора персональных данных.
.png)
В чём разница между политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением
Политику иногда путают с другим обязательным документом — пользовательским соглашением. Это происходит потому, что в законе не указано, как именно назвать документ о работе с персональными данными.
Разница между ними в содержании: в политике бизнес просто описывает, зачем ему персональные данные посетителей, а в пользовательском соглашении регламентирует правила пользования сайтом. По сути, это договор с посетителем ресурса. Согласно закону, на сайте нужно опубликовать оба документа.
В таблице ниже собрали примеры, как стоит назвать политику.
✅ Правильно | ❌ Неправильно |
Политика конфиденциальности; политика обработки персональных данных; политика в отношении обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных; пользовательское соглашение |

Коротко о политике конфиденциальности
- Если бизнес собирает персональные данные в интернете, нужна политика конфиденциальности — этого требует закон «О персональных данных».
- Когда бизнес начинает обрабатывать данные пользователей, об этом следует сообщить в Роскомнадзор.
- Если нарушить закон о персональных данных, можно получить штраф или уведомление о блокировке сайта.
- Создать политику конфиденциальности можно с помощью юристов или воспользоваться шаблоном в конструкторе.
- Документ нужно размещать на каждой странице, где компания или ИП собирают данные о пользователях.