Зачем (и где) открывать бизнес за рубежом

Для тех, кто хочет расширяться, но не знает как — рассказываем.

Расширяться или нет?

Расширить рынок, запустить новый проект, привлечь инвестиции… нет, это не наш список дел. Это некоторые из многих причин, почему предприниматели в 2023 году принимают решение открывать бизнес в других странах.

С введением санкций на многие аспекты российского рынка появилось два глобальных тренда. Кто-то замыкается на локальном рынке и сосредотачивает все усилия на том, чтобы закрывать все процессы внутри. А кто-то, напротив, стремится максимально расширить зоны своего влияния и выходит на новые для себя территории и аудитории.

У каждого из этих решений есть свой стратегический смысл, но главная цель одна — меньше зависеть от глобальных колебаний. Логика здесь такая: если компания осуществляет все циклы производства продукта в одной стране, то компания будет в меньшей степени зависеть от санкций, колебаний валюты и сложностей в логистике. Но с другой стороны, отчасти ограничивает свой рост исключительно локальным рынком. 

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Когда компания выходит на новый рынок, то делает сплит активов: если что-то пойдет не так в одной стране, бизнес точно из-за этого не погибнет. При этом репутационных сложностей и финансовых рисков такое решение тоже предполагает больше. С выходом на новый рынок нужно фактически начинать все с чистого листа — просто повторить свой опыт не получится.

Получается, плюсы и минусы есть в обоих сценариях: значит, можно не расширяться?

Ведение бизнеса во всем мире глобально меняется. В том числе это происходит благодаря инструментам автоматизации бизнеса. Сегодня с помощью решений CRM/CDP можно достаточно безболезненно масштабироваться и реализовывать проекты, которые раньше казались невозможными — особенно для небольших компаний. А если масштабироваться можно легко и с минимальными рисками — почему бы это не сделать?

Инструменты автоматизации существенно повлияли на разные сферы — от ecommerce и EdTech до продюсирования проектов. Объяснить это можно очень просто: когда процессы повторных продаж автоматизированы и можно сконцентрировать все усилия на логистике — продажи растут.

Получается, сегодня не столь важно, откуда вы ведете свой бизнес, сколько — как вы работаете с данными, насколько автоматизируете процессы.

Многие компании рано или поздно приходят к выводу, что локальный рынок не может им дать нужного импульса для развития — и тогда они начинают осваивать новые территории. Так делает, например, тот же «Яндекс», чьи офисы можно встретить не только в России, но и в Армении, Казахстане, Узбекистане и даже в Нидерландах.

Компания запускает свои продукты за рубежом — особенно активными сейчас являются «Яндекс Такси» (около 600 млн поездок в год) и «Яндекс Еда». Конечно, при этом «Яндекс» сталкивается со сложностями вроде попыток заблокировать работу некоторых продуктов на территории других стран. Но у компании достаточно ресурсов, чтобы идти на такой риск.

«Яндекс» — пример российского диджитал-бизнеса, вышедшего на международный рынок. Но не все предприниматели начинают с локальных рынков: некоторые сразу создают продукт, нацеленный на глобальную аудиторию. Например, проект Miro (платформа для командной работы), созданный российскими предпринимателями. Основатели изначально решили не ограничиваться только локальной аудиторией: русская версия сайта создавалась больше для того, чтобы проверять гипотезы на лояльной аудитории. Решение кажется довольно рискованным, но оно оправдало себя: число пользователей платформы сейчас превысило отметку в 60 миллионов (по оценкам самой компании).

Еще один пример — Skillbox. Образовательная платформа активно продвигается свои курсы не только в России, но и в странах СНГ — под названием Lerna, объединяющим сразу несколько популярных курсов. Предполагаем, что странами СНГ компания не ограничится — и это только начало большой стратегии по расширению бизнеса.

И это, разумеется, неполный список глобальных бизнесов с российскими корнями — можно найти еще множество и онлайн- и офлайн-примеров. 

Но можно ли сказать, что каждую компанию, которая выходит на международный рынок, ждет успех? Конечно, нет. Кто-то заработает много денег на таком решении, а кто-то — потеряет. Любое решение, связанное с глобальным изменением бизнеса, всегда рискованно. Но и стагнация не менее опасна. 

Ведь, как известно, кто не рискует — шампанского не пьет.

На какие рынки выходить проще?

Многие компании выбирают Азию в качестве нового места базирования. 

Причина простая: азиатский рынок стремительно растет — поэтому привлекает внимание предприятий из разных сфер, включая торговлю, промышленность и IT. 

Еще одна причина такого интереса в том, что некоторые азиатские страны предоставляют инвесторам и предпринимателям привлекательные условия для регистрации компаний. Главные причины — диджитализированная банковская система, развитые инвестиционные программы, ну и, конечно, огромный рынок потребителей. То есть там предприниматели чувствуют себя достаточно безопасно и при этом им не нужно вкладывать большие инвестиции в перенос бизнеса — как это было бы в случае с Европой, США или Канадой.

Кроме того, сейчас активно набирает обороты тренд на образовательные мероприятия за рубежом — от вебинаров до онлайн-нетворкингов. Поэтому особое внимание на азиатские страны стоит обратить EtTech-компаниям — и задуматься о расширении именно на этот рынок.

Гонконг

Одна из крупнейших финансовых столиц. А значит, там уже построена база, которая позволяет достаточно безболезненно создавать новые филиалы, открывать компании, инвестировать в проекты.

Отдельное преимущество Гонконга — в развитой банковской сфере, к тому же ориентированной на внешний рынок. Более 55% банковских операций внутри региона — это иностранная валюта.

А еще в Гонконге нет налогообложения для компаний, которые ведут деятельность за пределами региона. Там можно создать холдинг, который будет контролировать бизнес в других странах — и оптимизировать за счет этого свои налоги.

Еще один жирный плюс — сроки регистрации компании. Весь процесс занимает от 1 до 5 дней — конечно, при условии, что вы заранее собрали все необходимые документы. Но если у вас есть юрист, который разбирается в специфике бюрократии Гонконга — это не должно составить труда.

Сингапур

Сингапур, как и Гонконг, имеет довольно простой режим налогообложения для бизнеса. Налогом облагается только тот доход, который получен от Сингапурского источника. Если же вы открыли управляющую компанию в Сингапуре, а получаете прибыль от других стран и в других странах — вы освобождены от налогов. Откуда получена прибыль определяется по транзакциям. Постоянная корпоративная ставка равна 17%.

Еще одно значимое преимущество Сингапура — в удаленной регистрации компании. Как это работает: регистрационный секретарь берет на себя все обязательства по ведению компании и любым бухгалтерским вопросам — и все, у вас есть бизнес.

Есть нюанс: при регистрации компании в Сингапуре могут потребовать директора-резидента во главе компании. Но эта проблема легко решается наймом: можно найти «местного» директора, который будет руководить процессами из страны. Или просто играть эту роль — «директор царствует, но не правит».

ОАЭ

Если вы задавались вопросом, почему такое количество бизнесов «переехало» в ОАЭ — сейчас вы узнаете ответ на этот вопрос.

ОАЭ — единственная юрисдикция с закрытым реестром компаний и нулевым налогообложением, которое закреплено на законодательном уровне. 

То есть, когда мы говорили про Гонконг и Сингапур, мы тоже упоминали про нулевое налогообложение — но там были весьма конкретные и не всегда выполнимые условия, если вы хотите работать именно на территории страны. А вот в случае с ОАЭ все максимально прозрачно: с вашего дохода вы ничего никому не должны. А НДС составляет всего 5%.

А еще Эмираты помогают получать бизнесменам резидентство — но для этого сначала придется инвестировать $136 000.

Что касается регистрации компании, стоимость и сроки будут зависеть от вида вашей деятельности и экономической зоны, в которой вы решите зарегистрироваться. Но в целом вполне реально получить необходимые документы за неделю — не так быстро, как в Гонконге, но скорость тоже впечатляет.

Как выбрать страну?

При выборе страны для переноса или расширения бизнеса нужно учитывать сразу несколько факторов:

  • Налоговую нагрузку
  • Стоимость жизни
  • Собственную бизнес-модель

И, конечно, сюда же можно добавить свои личные предпочтения — так как чаще всего «переезд» бизнеса связан с очень тесным взаимодействием с новой страной и всеми сопутствующими бюрократическими «радостями».

Бизнес-модель включает в себя изучение логистики, целевой аудитории, ценообразования. Онлайн-продуктам в этом плане проще: уменьшается количество пунктов для изучения.

Вместе с системой налогообложения также стоит рассматривать и стоимость лицензии, размеры штрафов, обязательные социальные взносы за сотрудников — в общем, всю дополнительную финансовую нагрузку, которая может возникнуть.

И, разумеется, стоит внимательно изучить правовую систему страны, в которой вы планируете работать. Какие у них правила относительно резидентов и нерезидентов. Если вы планируете параллельно вести бизнес в России, стоит также еще раз изучить законы РФ. Например, есть закон, согласно которому нерезидент не может быть ИП в России — нужно регистрировать компанию или менять вид деятельности на самозанятость.

Открыть бизнес можно не только в Азии, но и в более близлежащих странах: Казахстане, Грузии, Армении, Турции.

Все это тоже достаточно популярные направления, но баланс между высотой налогообложения, льгот и удобства банковской сферы не везде находится на том же уровне, как в Гонконге, Сингапуре или ОАЭ. 

Однако эти направления могут быть более удобны с территориальной точки зрения или с позиции организации логистики. Так что все варианты стоит примерять на себя и свой бизнес и обязательно консультироваться и с теми, кто уже прошел этот путь и хорошо разбирается в правовых и юридических нюансах конкретной страны. 

Успехов в самых дерзких задумках!

Ваш Sendsay

Вам понравилась статья?
Над статьёй работали:
Похожие статьи
Что такое CDP и как это поможет бизнесу
Тренды продаж 2023 года: использование CDP-технологии и омниканального маркетинга в бизнесе
06.06.2023
Присоединяйтесь к нам в соцсетях