24.12.2025
5 минут

Как рассчитать аффинити-индекс

Аффинити-индекс — это маркетинговый показатель, который помогает определить, на какой площадке выгоднее размещать рекламу, проанализировать эффективность сайта или результаты исследования продуктов. 

В статье даём формулу расчёта метрики и показываем на примерах, как можно использовать показатель. 

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Как рассчитать аффинити-индекс

Affinity index (AFF), или индекс соответствия, показывает, насколько целевая аудитория интересуется каналом коммуникации, продуктом или определённой тематикой по отношению ко всей аудитории. 

Например, предприниматель продаёт детские игрушки. Аффинити-индекс покажет, что рекламировать товары выгоднее в блоге для мам, чем для спортсменов. В первом случае показатель будет больше, потому что на площадках для родителей соотношение целевой аудитории к общему числу посетителей (базовой аудитории) выше. 

AFF = рейтинг по целевой аудитории (TRP) / рейтинг по базовой аудитории (GRP) х 100%

Рейтинг по целевой аудитории — это метрика TRP, или target rating point. Рейтинг по базовой аудитории обозначают аббревиатурой GRP, или gross rating point.

Чтобы рассчитать GRP, маркетолог определяет базовую аудиторию. В зависимости от задач она может быть разной: всё население страны старше 18 лет, зрители телеканала или подписчики сообщества в соцсетях. 

Например, телеканал смотрят 100 тыс. человек, среди которых есть потенциальные клиенты компании. Маркетологи запустили рекламу в телепрограмме, которую посмотрели 15 тыс. зрителей. Чтобы вычислить показатель, нужно 15 000 разделить на 100 000 и умножить на 100%. Значит, рейтинг этого показа составил 15% от всей возможной аудитории. 

Рейтинг по целевой аудитории (TRP) помогает измерить долю людей, которые обладают нужными характеристиками относительно всей целевой группы. В этот рейтинг попадает только аудитория продукта. 

Допустим, в примере выше маркетологи рекламировали по ТВ новый магазин спортивного питания. Чтобы вычислить GRP, нужно учитывать в расчёте всю аудиторию передачи, для TRP — только людей, которые интересуются спортивной тематикой. 

Из 100 тыс. человек, которые смотрят этот канал, 50 тыс. занимаются спортом. Передачу, где показывали рекламу, смотрели 5 тыс. из них. Чтобы вычислить TRP, нужно 5000 разделить на 50 000 и умножить на 100%. Рейтинг по целевой аудитории будет равен 10%.

Теперь нужно рассчитать аффинити-индекс. Исходные данные: 

  • Рейтинг по целевой аудитории (TRP) — 10.
  • Рейтинг по базовой аудитории (GRP) — 15.

AFF = 10 / 15 х 100% = 67%.

Показатель меньше 100% считается низким. Значит, компании лучше поискать более эффективный рекламный канал.

Зачем бизнесу знать аффинити-индекс 

Вот какие решения аффинити-индекс помогает принимать маркетологам ↓

Выбирать подходящие площадки для продвижения 

Индекс соответствия показывает, в каких каналах больше представителей целевой аудитории. Это помогает определить более эффективный способ продвижения и обосновать его выбор перед руководителем. 

  • AFF выше 100% показывает, что целевая аудитория взаимодействует с рекламным каналом больше, чем базовая. Это значит, что на нём можно размещать рекламу. 
  • AFF ниже 100% подтверждает, что нужная группа людей реже взаимодействует с каналом. На площадках с таким индексом рекламировать товары не стоит.  

Показатель можно использовать для анализа рекламы на любых площадках: телевидении, радио, в наружной рекламе и интернете. 

Пример: компания хочет разместить рекламу, чтобы повысить узнаваемость бренда. На выбор — идеально подходящий по тематике сайт, но с небольшой посещаемостью, и крупное медиа с большой, но размытой аудиторией. Маркетолог рассчитывает AFF обоих каналов и выясняет, что у крупного сайта индекс ниже, чем у тематического, но объём подходящей аудитории — больше. То есть для имиджевого продвижения реклама в крупном медиа подходит лучше. 

Экономнее расходовать рекламный бюджет

Индекс аффинитивности помогает направлять деньги на каналы, которые принесут больший отклик. Так можно сэкономить рекламный бюджет.

Пример: производителю теплиц нужно заказать рекламу на региональном ТВ. Менеджер предлагает разместить ролик во время новостей, но это самый дорогой вариант. Маркетолог изучает AFF всех программ и видит, что показатель выше всего у передачи о здоровье, которую утром смотрят пенсионеры. Размещение в период её выхода будет дешевле и эффективнее. 

Улучшать ROI 

ROI — это метрика, которая помогает рассчитать окупаемость вложений. Если вычислить AFF для разных каналов, можно снизить стоимость привлечения клиента, повысить конверсию через более точный таргетинг и быстрее вернуть инвестиции. 

Пример: недавно открывшийся интернет-магазин решил увеличить ROI и снизить стоимость привлечения клиента. Маркетолог проанализировал AFF всех площадок, где компания размещала рекламу, и предложил оставить только ресурсы с AFF выше 200%. Через три месяца ROI вырос и стоимость клиента снизилась. 

Проводить маркетинговые исследования 

Индекс можно рассчитывать, когда компания выводит на рынок новый продукт. Если индекс аффинитивности высокий, предложение с большей вероятностью заинтересует аудиторию, и товар будет проще продать. Для существующих продуктов метод тоже подходит — например, можно выяснить, какой аудитории предложение будет интересно, и настроить на неё рекламу. 

Пример: маркетологи автомобильной компании используют индекс, чтобы проанализировать потенциальную аудиторию нового продукта — электромобиля. Специалисты определили степень интереса к продукту у разных групп и выяснили, что наиболее высокий AFF наблюдается у молодых водителей до 35 лет. Значит, основную маркетинговую кампанию стоит направить именно на этот сегмент.

Анализировать эффективность сайта и его аудиторию

Можно выяснить, какие темы интересуют посетителей вашего сайта больше всего. Это поможет:

  • выбирать каналы продвижения, аудиторию которых интересует та же тематика;
  • использовать данные для настройки рекламы в Яндекс Директе;
  • улучшать продукт или расширять ассортимент под категории с самым высоким AFF. Например, если магазин одежды видит, что тема «спорт» имеет высокий индекс, компания может добавить в ассортимент товары для фитнеса.

Аффинити-индекс своего сайта можно посмотреть в Яндекс Метрике в разделе «Отчёты» → «Аудитория» → «Долгосрочные интересы».

Яндекс Метрика показывает, что пользователям этого сайта интересны бизнес, строительство, обустройство и ремонт. Значит, продукты наиболее эффективно можно рекламировать на сайтах, которые касаются строительной, финансовой и бизнесовой тематики
Яндекс Метрика показывает, что пользователям этого сайта интересны бизнес, строительство, обустройство и ремонт. Значит, продукты наиболее эффективно можно рекламировать на сайтах, которые касаются строительной, финансовой и бизнесовой тематики

Аффинити-индекс помогает найти подходящие каналы привлечения аудитории, а чтобы её удержать, можно использовать рассылки. Для этого подойдёт омниканальная платформа, например, Sendsay. С её помощью можно:

  • создавать формы сбора контактов на сайте;
  • собирать контакты в единую базу и сегментировать их под ваши цели;  
  • выбирать каналы коммуникации — email, мессенджеры, пуши или SMS;
  • настраивать автоматизацию рассылок по нужным сценариям.

Узнать больше о возможностях CDP Sendsay → 

Коротко об аффинити-индексе

  • Индекс соответствия помогает решать задачи в маркетинге: например, выбирать эффективные способы продвижения, экономить бюджет, повышать ROI.
  • AFF можно рассчитать для любого канала: ТВ, радио, сайта, наружной рекламы.
  • Аффинитивность выше 100% считается достаточной, менее 100% — низкой.
  • Аффинити-индекс можно рассчитать по формуле, а для своего сайта — посмотреть в Яндекс Метрике. 
Похожие статьи
EBITDA: что это за показатель, как его рассчитать и для чего использовать
Что такое CPC и как рассчитывать этот показатель
Над статьёй работали:
Следите за нами
Присоединяйтесь к нам в соцсетях