23.03.2023
9 минут

Ситуативный маркетинг: все про инфоповоды

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Мемы – главная ассоциация с ситуативным маркетингом. В них идеально обыгрывать новости и громкие события. К тому же они легко запоминаются и быстро распространяются. 

Sendsay предложил свой вариант логотипа с появлением «Вкусно и Точка»
Sendsay предложил свой вариант логотипа с появлением «Вкусно и Точка»

Но использовать инфоповоды для продвижения компании можно и другими путями, не менее интересными. В статье рассказываем, что такое ситуативный маркетинг, зачем он нужен и как работать с инфоповодами в email-маркетинге.

Что такое ситуативный маркетинг и чем он хорош

Ситуативный маркетинг (или ситуационный маркетинг) – это реакция компании на инфоповод. Например:

  • Вышел новый сезон известного сериала – компания выпускает линейку одежды с персонажами.
  • Селебрити сказала на пресс-конференции что-то странное – компания «нарезает‎» мемы на эту тему.
  • Наступил День влюбленных – компания генерирует валентинки в своем тон оф войсе.
  • Вступил в силу закон о маркировке рекламы – компания делает обзорную статью по теме.
  • Нейросети вышли на пик популярности – компания «‎пропускает» через нейросеть несколько своих товаров и делится результатами с подписчиками.
Ситуативный маркетинг – это любая маркетинговая активность компании, привязанная к актуальному событию. Актуальное – то, что обсуждается в обществе сейчас. Именно из-за актуальности ситуативный контент часто обладает сумасшедшим виральным эффектом. 

У ситуативного маркетинга есть два главных плюса:

1. Позволяет выходить на новую аудиторию

Контент с реакцией бренда продвигается интенсивнее, чем регулярный. Например, ситуативную статью компания не просто выкладывает в блог на сайте, но еще и делает анонсы в соцсетях и сторис, выводит материал на главную сайта. Кроме того, контент с обыгрыванием инфоповода часто носит неформальный характер. Там уместны шутки, а иногда и провокационные фразы. 

Поэтому ситуативным контентом чаще делятся с друзьями, его репостят к себе – так о компании узнает новая аудитория.

2. Помогает удерживать текущую аудиторию

Ситуационный маркетинг помогает «встряхнуть‎» постоянных подписчиков, которые стали проявлять меньше активности. Когда компания реагирует на волнующие события, люди понимают, что она включена в повестку и не оторвана от жизни. Так, бренд становится еще ближе своим клиентам. 

Главная задача ситуативного маркетинга – зацепить аудиторию, а не продать. Уже потом, если аудитория останется и вовлечется, появится результат, выраженный в продажах.

Немного статистики:

  • Через использование трендов компания «‎прокачивает» свою узнаваемость. А бренды, которые отдают приоритет узнаваемости, могут увеличить выручку на 23 %.
  • Электронные письма, основанные на ситуационных или контекстных данных, могут увеличить прибыль на 26 %.
  • У триггерных писем, основанных на поведенческих или ситуационных данных, CTR на 152 % выше, чем у регулярных писем.  

Какими бывают инфоповоды 

Для генерации ситуативного контента можно использовать десятки разных инфоповодов. Делимся основными – для удобства мы поделили их на группы ⬇️

  • Новости. Условно новости можно разделить на два вида. Первый вид – массовые, которые касаются широкой аудитории: выход нового айфона, неоднозначная реклама бренда, интервью со знаменитостью, ситуация на телешоу, новое исследование и еще бесконечное количество вариантов. И второй – отраслевые новости, которые связаны с тематикой бизнеса. В любом случае бОльший отклик обычно вызывают негативные инфоповоды: катастрофы, скандалы, возможные потери. Но это не значит, что нужно использовать только их, иначе получится не ситуативный маркетинг, а манипуляция на эмоциях аудитории.
  • Обновления законодательства. Это все изменения, которые государство вносит в существующие законы, а также создание новых законов. Значимые обновления непременно попадут в ваше информационное поле, потому что они касаются большого количества людей. Наверняка вы помните, как недавно в мемах обсуждали закон о защите русского языка.
  • Праздники. Бесконечный источник ситуативного контента – праздники, значимые даты и годовщины. Инфоповодом может стать как самый типичный праздник вроде Нового года или популярная дата вроде Черной пятницы, так и такой странный праздник, как День селедки. 
  • Действия известных личностей – политиков, музыкантов, актеров, блогеров. Или неординарные действия непубличных людей, которые потом становятся героями мемов. Эти поступки раскручиваются настолько, что начинают ассоциироваться с конкретными людьми. Например, без лишних слов понятно, кому принадлежит фраза «‎Я устал, я ухожу» или кто стал автором пощечины на «‎Оскаре». 
  • Премьеры – сериалов, фильмов, музыкальных треков. Громкие премьеры компании постоянно обыгрывают в мемах и постах, делают на них обзоры, делятся своим мнением. Вариантом ситуативного маркетинга можно считать даже ситуацию, когда кафе крутит новый альбом британской группы Placebo, выхода которого ждали почти 10 лет.
  • Спортивные и культурные события – олимпиады, чемпионаты, церемонии награждения, концерты, фестивали. Такие события насыщены эмоциями, их часто транслируют по телевизору и в интернете – за ними наблюдают сотни тысяч людей. Среди них обязательно есть потенциальные клиенты компании – этим бизнес и пользуется.
  • Природные явления – солнечное затмение, смена времени года, сезон дождей, различные природные катаклизмы. Природные явления – то, что знакомо абсолютно всем, и это тоже можно использовать для генерации ситуативного контента. 

Вообще, четкого списка инфоповодов нет. Инфоповодом может стать буквально любое событие, если оно соответствует трем критериям:

  • происходит сейчас
  • затрагивает значительную часть аудитории
  • выделяется чем-то необычным

Например, закат солнца – это просто закат, тут ничего интересного. А вот если этот закат происходит в Санкт-Петербурге зимой и его хорошо видно – это уже нонсенс, можно попробовать сделать ситуативку.

Где искать инфоповоды: от новостных сайтов до каналов с мемами

При поиске инфоповодов полезно учитывать специфику своего бизнеса. Например, садовому магазину с аудиторией в основном из пенсионеров вряд ли стоит искать инфоповоды в TikTok. 

А вообще мест, где «‎обитают» инфоповоды, очень много. Поделимся главными источниками и расскажем, как с ним можно работать ⬇️

  • Новостные ресурсы. Подойдет далеко не любой новостной ресурс. Речь даже не об очевидных абсурд-ньюс вроде ИА «Панорама» (хотя и с ними бывают осечки), а о СМИ, которые случайно или по незнанию искажают факты. Поэтому при поиске новостей старайтесь использовать ресурсы с адекватной репутацией, всегда проводите фактчекинг, а если тема сложная – обращайтесь к экспертам. В любой новости переходите на первоисточник: он должен вызывать доверие. 
  • Соцсети. В соцсетях удобнее всего использовать классический поиск по хештегам. По ним можно находить не только посты, но и короткие видео по типу Reels. Также можно подписаться на блогеров-обзорщиков, которые, например, регулярно делают обзоры на сериалы. Еще один вариант – подписаться на блогеров по вашей теме. Например, бренд косметики может подписаться на известных бьюти-блогеров – они точно в курсе всех новостей.
  • YouTube. Как в варианте с соцсетями, можно подписаться на блогеров-обзорщиков или блогеров-экспертов. Также в YouTube удобно искать интервью с экспертами, опросы аудитории, обзоры товаров по ключевым словам.
  • Сервисы для отслеживания трендов – Google Trends, Exploding Topics, Trend Hunter, AllTop. Вариант для тех, кто хочет находить больше инфоповодов внутри своей сферы деятельности. Сервисы позволяют отслеживать тренды на рынке, читать актуальные новости и статьи, узнавать поисковые запросы аудитории.
  • Экспертные площадки. Можно сказать, что это настоящие генераторы контента по конкретной теме. Например, Авиасейлс, который делится лайфхаками для путешествий. Или Тинькофф Журнал, который рассказывает об отношениях с деньгами. Или наша площадка Sendsay, в блоге которой выходят статьи про email-маркетинг. 
  • Мемепедия – медиа, посвященное интернет-мемам, и «новая энциклопедия 21 века‎». На сайте Мемепедии всегда много новостей и статей на темы, которые обсуждают прямо сейчас. Кроме того, есть огромная картотека, где удобно искать мемы по алфавиту, рубрикам и годам. А чтобы не штудировать сайт каждый день, можно просто подписаться на телеграм Мемепедии, где она делится анонсами.

Вообще, находить инфоповоды можно и в реальной жизни. Например, им может стать странная баннерная реклама по пути в офис или новость, которую сообщил коллега у кулера.

Как использовать инфоповоды в email-рассылках

Применять инфоповоды в рассылках можно по-разному – скромно, игриво, провокационно. 

Но для начала важно определить – зачем вы это делаете, то есть поставить цель ситуативной маркетинговой кампании. От цели будет зависеть формат ситуативного контента. Если хотите «‎встряхнуть» неактивных читателей – сделайте короткое письмо с дерзкой темой. Если хотите поделиться экспертным мнением по отраслевой новости – сделайте грамотную статью по теме.

В общем, отталкивайтесь от цели. А мы расскажем про несколько вариантов, как ситуативный маркетинг можно использовать в рассылках:

  • Поделиться экспертным мнением. Отличный способ обыграть инфоповод – сделать письмо с экспертным мнением. Можно даже собрать несколько таких мнений и сделать подборку. Еще варианты – провести интервью с экспертом, устроить с ним вопрос-ответ, попросить поделиться прогнозами.
  • Провести интерактив. С помощью современных сервисов рассылок, например, Sendsay, в письма можно встраивать игры, викторины, опросы, тесты. И это всегда можно приурочить к актуальному событию – например, предложить подписчикам пройти тест по теме нового нашумевшего фильма. В качестве бонуса за прохождение дайте подписчику скидку или предоставьте доступ к инфопродукту. И у такого ситуативного маркетинга будут все шансы и вовлечь аудиторию, и повысить продажи.
  • Отправить письмо в честь праздника. Поищите в интернете праздники, которые могли бы быть интересны вашим подписчикам – после этого просто отправляйте письма в нужный день. Письма могут быть совсем простыми – например, текст + иллюстрация. Главное – выбрать подходящий праздник. Например, компания, которая продает товары для дома, может отправить забавное письмо в честь Дня боев на подушках (он, кстати, 6 апреля).
  • Рассказать об акции в честь события. Самый популярный вариант здесь, конечно же, дать скидку в честь какого-то праздника. Но можно поступить интереснее: например, запустить акцию на определенную часть товара в честь события. Так, бренд одежды в честь выхода мистически-готического сериала  «Уэнсдэй‎» мог запустить акцию на черную одежду. Рассказать об этом в письме можно не только текстом. Например, через Sendsay в письмо легко встроить каталог товаров с возможностью добавить нужный товар в корзину или минималистичную карусель товаров.
  • Прислать мем, связанный с инфоповодом. Мем можно обыграть по-разному: отправить отдельным письмом, проиллюстрировать им статью, сделать подборку мемов или вообще превратить свои товары в героев мемов. Главное – погрузить читателя в контекст и сделать все легко и задорно.

Какой бы способ вы ни выбрали, уделите внимание теме письма – она должна реально привлекать и точно должна отличаться от ваших привычных тем. Так будет больше шансов захватить внимание пользователя, пока инфоповод еще не сгорел.

Напоследок: 3 главных совета про ситуативный маркетинг 

Ситуативный маркетинг почти всегда означает дефицит времени. Чтобы отреагировать на событие, у компании есть несколько часов, а иногда – всего лишь несколько минут. Поэтому здесь не будет инструкций, как подготовиться и по шагам все реализовать. Мы просто дадим три совета, которые помогут сделать ваш ситуативный мем, пост или статью виральными ⬇️

  • Работайте быстро или полно. Вирусный эффект можно получить не только от быстроты, но и от полноты освещения вопроса. Не тратьте время на планирование и тестирование, на правки и согласования. Если быстро не получилось и инфоповод «‎протух», не теряйтесь. Возьмите этот же инфоповод и дополните его новой информацией – мнением экспертов или аудитории, прогнозами, статистикой. Конечно, способ подойдет не для всех единицам контента, но обычно это работает. 
  • Постарайтесь подать контент ярко. Ситуативный маркетинг – это много активности от разных компаний в ограниченный промежуток времени. И чтобы выделиться среди потока контента по теме, постарайтесь подать свой контент необычно и ярко. Выделитесь нестандартным мнением, захватывающим дизайном или чем-то своим, особенным.
  • Продвигайте ситуативный контент дополнительно. Чтобы ваш пост или мем точно заметили, его недостаточно выложить. Важно продвигать его дополнительно – в соцсетях, в блоге, на сайте, в поисковиках. Можно попросить рассказать о нем блогеров и экспертов, сделать взаимопиар с другими компаниями и использовать другие пути продвижения.

Что ж, пусть ситуативный маркетинг принесет удовольствие и вашим клиентам, и вам!

А мы напоминаем про наш телеграм-канал: делимся полезной информацией в сфере digital-маркетинга, а при подписке дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, рассказали в закрепленном сообщении канала.

Вам понравилась статья?
Над статьёй работали:
Похожие статьи
Как продвигать сложные продукты с помощью контент-маркетинга
Пожмем друг другу руки: что такое партнерский маркетинг
Присоединяйтесь к нам в соцсетях