Лучшие практики мессенджер-маркетинга

Лучшие практики мессенджер-маркетинга

Рассказываем, зачем бизнесу нужен мессенджер-маркетинг и как его использовать для привлечения клиентов и увеличения продаж.

Что такое мессенджер-маркетинг?

Мессенджер-маркетинг — это один из типов продвижения товаров или услуг. Его особенность заключается в том, что коммуникация с клиентами происходит в мессенджерах.

Особенно этот тип маркетинга полезен для генерации лидов, ускорения продаж, информирования и маркетингового сопровождения после покупки. Чаще всего мессенджерами пользуются B2C-компании. В мессенджерах компании принимают заказы, договариваются о доставке, напоминают о необходимости пополнить запасы товара — для продукции с коротким циклом покупки.

Ключевое преимущество мессенджер-маркетинга в доставляемости. Здесь она близка к 100%. Такой показатель объясняется тем, что это канал прямой коммуникации с клиентом. Значит, вероятность, что он потеряет или не заметит ваше сообщение стремится к нулю.

Какие мессенджеры есть и какие выбрать

Telegram

В марте 2022 года, после блокировки Facebook и Instagram и признания компании Meta экстремистской, Telegram впервые обогнал WhatsApp по популярности в России. Сейчас доля Telegram среди российских мессенджеров составляет 63%.

В чем особенность площадки: активная молодая аудитория, есть запрос на современность и креативность, уникальность контента. Здесь хорошо заходят не только текстовые, но и видеоформаты, отлично работают боты, пользуются популярностью стикеры.

WhatsApp

Второй по популярности мессенджер в России. По последней официальной статистике WhatsApp в 2022 году — аудитория почти 28%. Это миллениалы — 26-35 лет. Несмотря на то, что в WhatsApp немного сдал свои позиции по объему трафика на локальном рынке, это все еще один из самых крупных мессенджеров с многомиллионной аудиторией. Конфликт с Meta (признана экстремистской на территории РФ) уже отошел с первого плана, поэтому опасения по поводу блокировки мессенджера кажутся все менее реальными.

WhatsApp чаще используют для информирования о заказе или доставке, консультаций, персональных рекомендаций и т.д. Запроса на креативность, как в Telegram, тут нет. Но есть ожидание личной и оперативной коммуникации.

Viber

Третий по популярности и самый «взрослый» мессенджер по аудитории. В целом, по функционалу мало отличается от других площадок. Есть возможность создавать беседы. Но если WhatsApp максимальное количество участников равно 200 000 человек, то здесь это всего 250 человек. Зато в сообществах число подписчиков не ограничено.

В Viber есть возможность отправлять текстовые сообщения, видео, аудио, редактировать и удалять контент. Активных пользователей в месяц, по данным 2020 года, 823 млн. Не пренебрегайте платформой, если у вас есть возрастная аудитория 40+.

Инструменты мессенджер-маркетинга

Чат-боты

Современный инструмент, который активно внедряют в мессенджерах и соцсетях. В случае с мессенджерами чат-боты также несут в себе очень важную утилитарную функцию — именно через них можно настроить рассылку через сервис. О том, как это сделать в интерфейсе Sendsay, можно почитать в базе знаний.

В чат-ботах есть не только рассылки. Они могут развлекать, информировать, консультировать, принимать и обрабатывать заказы, собирать информацию о пользователях, хранить данные о бонусах и т.д. Их задачи ограничиваются лишь фантазией компании и навыками программиста.

Прежде чем приступать к созданию чат-бота, важно очень четко для себя определить, зачем он нужен. Если у вас много задач для него, лучше обратиться к программисту, который создаст уникального бота. Если достаточно простых функций, вроде организации той же рассылки, можно создать своего бота с помощью бесплатных приложений. В Telegram, например, есть официальный @BotFather — буквально отец ботов. С его помощью можно создать чат-бота с уникальным именем и аватаром, добавлять его в ваши сообщества и удалять оттуда.

В WhatsApp процесс создания бота организован чуть сложнее. Сначала придется запросить WhatsApp Business API — это сервис, созданный для большого и среднего бизнеса. После того, как вашу заявку одобрят, можно будет создать бота на специальной платформе вроде ChatCompose или нанять специалиста, который напишет вам его с нуля.

В Viber чат-бота можно создать через платформу Viber Admin Panel. Там же можно настроить имя, кастомизировать бота — все это бесплатно, но сначала тоже придется подключить бота к API. А вот исходящие, после преодоления отметки в 25 тысяч сообщений, будут платными. Интересно, что мессенджер также предлагает платное продвижение для бота.

Проще всего создать бота в Telegram — поэтому можете поэкспериментировать там, оценить результат и потом уже внедрять этот инструмент на других платформах. Требует это минимальных вложений, так что не пренебрегайте возможностью.

Стикеры

Что важно знать о стикерах — это то, что люди их любят. Во «ВКонтакте», например, есть даже платные стикеры — и их покупают. Некоторые пользователи даже коллекционируют электронные картинки и подписываются на бренды в обмен на стикер-паки.

Почему: стикеры это классный способ разнообразить и оживить цифровую коммуникацию. Они помогают передавать эмоции, смешат, помогают смягчить сообщение. Поэтому многие пользователи используют их даже в деловой переписке в мессенджерах.

Какая выгода от этого для компаний: с помощью стикеров можно повысить узнаваемость бренда или продукта, нарастить аудиторию. Это классный способ поиронизировать над собой и развлечь пользователей — что всегда хорошо работает на имидж компании.

Что любят пользователи: смешных животных, особенно котов. Например, один из самых популярных стикер-паков ВК — бесплатный набор с котом Персиком. В топе лидеров также Сберкот от «Сбера».

Сберкот от «Сбера»
Сберкот от «Сбера»

Секрет здесь не только в выборе животного, но и в эмоциональности — и в первом, и во втором случае коты иллюстрируют яркие и легко определяемые эмоции. Они смешные, милые, понятные, а потому вызывают отклик у аудитории.

Реклама

Реклама внутри мессенджера есть только у Viber. Рекламные объявления там высвечиваются прямо в ленте сообщений, в списке чатов, в магазине стикеров, на экране  «Интересное» или «Еще» — везде с пометкой «реклама» или «промо».

Для WhatsApp и Telegram нужно придумывать непрямые способы продвижения — например, через другие сообщества, чаты по бартеру или платно.

Внешняя реклама, ведущая в приложение, работает для всех мессенджеров.

Успешные кейсы

Чат-боты

Бот HomeBro — довольно интересный и необычный пример. Дело в том, что это и есть самостоятельный продукт. Бот помогает пользователям искать подходящее жилье для аренды и покупки на самых популярных платформах вроде «Авито», «Циан», «Домклик».

В чем польза, если пользователь сам может искать объявления? Ответ: в том, что не приходится тратить на это время. Бот сам умеет искать подходящее жилье, исходя из тех параметров, которые указывает человек. А еще знает, как выглядит бабушкин ремонт и умеет его отфильтровывать. И  бот не устает от просмотра бесконечных объявлений и чтения однообразных текстов.

Бот HomeBro, который помогает искать жилье для аренды и покупки в Москве и Санкт-Петербурге.
Бот HomeBro, который помогает искать жилье для аренды и покупки в Москве и Санкт-Петербурге.

Еще один любопытный пример — чат-бот образовательной онлайн-платформы Skillbox. Он помогает найти ответы на самые частые вопросы, связаться с нужным специалистом, выбрать и оплатить курс.

А еще он периодически рассказывает о событиях, которые организовывает Skillbox — бесплатных семинарах, вебинарах, лекциях и конференциях. При этом компания ведет также сообщества в мессенджерах и соцсетях, где постоянно появляются анонсы всех мероприятий. Нюанс в том, что в сообществе объявление можно пропустить из-за обилия другой информации, а бот напишет об этом отдельно, да еще и напомнит, чтобы человек не забыл. Удобно!

Чат-бот Skillbox умеет отвечать на часто задаваемые вопросы, связывать со специалистами и напоминать о бесплатных лекциях и вебинарах.
Чат-бот Skillbox умеет отвечать на часто задаваемые вопросы, связывать со специалистами и напоминать о бесплатных лекциях и вебинарах.

Стикеры

Мы уже упоминали выше, что стикеры должны быть яркими, смешными и понятными. А еще, желательно, они должны быть узнаваемыми. Например, ресторан быстрого питания KFC используют в своем стикер-паке маскота — цыпленка, который подозрительно напоминает внешне полковника Сандерса.

У стикер-пака больше 19 тысяч сохранений — не рекордный, но все же неплохой результат. Эмоциональные изображения работают!

Полковник Сандерс в образе цыпленка KFC.
Полковник Сандерс в образе цыпленка KFC.

Также мы уже говорили, что среди животных наибольшей популярностью пользуются коты — или, в случае со стикерами Kotex, кошки. Бренд решил сделать анимированный стикер-пак с незатейливым, но понятным каждому копирайтом: «приветики», «ору», «как же бесит».

Больше 148 тысяч сохранений набора говорят нам о том, что идея и реализация пользователям отозвалась.

«Кошачий» стикер-пак от Kotex
«Кошачий» стикер-пак от Kotex

Сервис развития карьеры «ЭЙЧ» решил отойти от животной тематики и сделал современные стикеры в своем фирменном стиле. При этом набор получился скорее «деловым» — в копирайте использована лексика, которую часто используют в рабочих чатах: «увольняюсь», «ок боссс», «выгорел». Идея интересная: пользователи будут пересылать стикеры коллегам — вполне возможно, среди них окажутся те, кто думают о смене профессии или повышении квалификации. И «ЭЙЧ» тут как тут.

Яркие и простые стикер от «ЭЙЧ».
Яркие и простые стикер от «ЭЙЧ».

Стикеры настолько заслужили народную любовь, что их действительно стараются делать все, кто может — даже те, кто не относится к B2C. Даже музеи.

Несколько лет назад свой набор сделал Пушкинский музей. Классный пример того, как можно ненавязчиво познакомить людей с шедеврами, а заодно напомнить, где их можно посмотреть.

Художественный стикер-пак Пушкинского музея в Москве.
Художественный стикер-пак Пушкинского музея в Москве.

Пространства для эксперимента здесь, как вы видите, много. Каждый чат-бот, стикерпарк и  рассылка — все это может быть ярким, уникальным, привлекающим внимание. Погружайтесь в недры мессенджер-маркетинга, наращивайте аудиторию, генерируйте лиды, повышайте продажи — а мы всегда будем рядом, когда вам понадобятся наши услуги.

Email *