30.09.2024
7 минут

Польза визуализации: как BI-инструменты помогают бизнесу

BI-инструменты помогают бизнесу не просто проанализировать, а понять информацию. Их сила в визуале: огромные массивы данных предстают в виде отчётов, графиков и диаграмм. Это сильно экономит время и упрощает работу: теперь для анализа продаж не нужно часами сидеть в Excel-табличках — в сервисе BI данные по прибыльным категориям, средним чекам, количеству покупателей отобразятся на одной странице.

Звучит идеально, но так ли просто внедрить BI? И вообще, нужны ли BI-инструменты небольшим компаниям, ведь им тоже хочется наглядности и понятной аналитики? Разбираемся в статье.

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Что такое BI простыми словами

BI (Business Intelligence) — это программное обеспечение, которое позволяет собирать данные из разных источников, обрабатывать и представлять в наглядном виде.

Интерфейс BI-системы на примере сервиса Yandex DataLens. Наглядные отчёты обобщают информацию по множеству источников
Интерфейс BI-системы на примере сервиса Yandex DataLens. Наглядные отчёты обобщают информацию по множеству источников
BI = сбор данных → анализ данных → показ данных в понятном виде

Пример работы BI. Маркетолог бренда спортивной одежды запустил кампанию по продвижению молодёжной линейки. Через месяц, по результатам кампании он зашёл в BI-сервис. В дашбордах увидел статистику по вовлечённости аудитории в соцсетях, по конверсии из контекстной рекламы, а также данные по расходам на рекламу и прямым продажам. В итоге понял, что большую выручку принесла стратегия с вовлечением молодёжных блогеров во «ВКонтакте».

Какие задачи решают BI-инструменты 

Позволяют обрабатывать огромные объёмы информации. BI-инструменты используют для анализа данных из разных областей: производство, логистика, маркетинг, продажи, персонал, клиенты. И из самых разных источников: от ERP- до CRM-систем. В результате получаются обширные массивы данных, которые становятся основой для аналитики.

Пример. Toyota с помощью BI анализирует данные производственных линий, статистику по цепочкам поставок, а также каналы обратной связи с клиентами. Эта информация помогает делать выводы о жизненном цикле товаров, уровне запасов и дефектов, а в результате — совершенствовать процессы.

Помогают принимать решения. Инструменты BI позволяют руководителям и менеджерам выявить проблемные места в стратегии и найти точки роста. В результате — решения становятся более обоснованными. Как глобальные — вроде выхода на новый рынок, так и локальные — вроде закупки дополнительного оборудования.

Пример. Netflix использует BI, чтобы отслеживать предпочтения пользователей. Так компания понимает, какие фильмы и сериалы смотрят чаще всего, сколько времени пользователи проводят на сайте, какие жанры больше любят, когда и как часто заходят на платформу. Эта информация показывает Netflix, какой оригинальный контент выпускать, а какой не стоит.

Правильная работа с данными клиентов не просто позволяет узнать, что больше всего понравится покупателям в моменте. Она помогает масштабировать бизнес. Подробнее о том, как это происходит, рассказали в статье. Там же — больше деталей про кейс Netflix.

Делают прогнозы более реалистичными. На основе предыдущих данных из систем BI компания может точнее предположить, что случится дальше. Например, как будут расти продажи в новом сезоне, как изменится спрос после окончания акции, какой рекламный канал принесёт большую конверсию.

Пример. General Electric с помощью BI прогнозирует отказы оборудования. Это помогает сокращать время простоя, уменьшать расходы на обслуживание и повышать общую производительность.

Дают аналитику в реальном времени. С инструментами BI компания получает актуальные данные по всем каналам и моментально их анализирует. Так она может быстрее реагировать на изменения и избегать экстренных ситуаций.

Пример. Boeing через BI анализирует данные производства самолётов, операции по техническому обслуживанию и информацию от сетей поставщиков. Это позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние производства и вносить корректировки.

Полезная особенность инструментов и систем BI — к ним можно подключить много сотрудников и для каждого настроить доступ к нужной информации. Так, менеджер по продажам получит данные по выручке в разных каналах, маркетолог — статистику по всем маркетинговым кампаниям, бухгалтер — отчёт о движении денежных средств.

Нужны ли BI-инструменты небольшим компаниям

Больше всего BI-инструменты подходят крупному и среднему бизнесу. А вот совсем маленьким организациям нет смысла их вводить. Исключение — активно развивающийся бизнес.

Например, локальному рекламному агентству незачем использовать BI. Но если оно выходит в новый город и клиентская база увеличивается в несколько раз — уже можно об этом задуматься.

При этом специфика бизнеса может быть разной:

  • Медицинской клинике BI позволит узнать, какие обследования чаще всего запрашивают пациенты, и создать на этой основе пакеты услуг.
  • Туристическому агентству BI поможет спрогнозировать спрос на определённые направления и виды путешествий и продумать более прибыльные туры.
  • Сеть ресторанов может использовать BI, чтобы понять, какие позиции и как активно продаются в разных точках, а в результате оптимизировать меню.

Небольшому бизнесу, который собирается вводить BI, сначала важно понять, какие данные нужно визуализировать и зачем. После этого — решить, как подтягивать их в сервис. Для начала это можно делать через API или готовые сервисы для сбора данных. В самом BI-сервисе лучше начать с простых табличных отчётов и в первое время не беспокоиться о визуале.

caption
Денис Пономарёв
коммерческий директор Elly Analytics
Три критерия бизнеса, которому будут полезны BI-инструменты
Для ежедневной работы бизнесу нужна информация из десятков разных источников. Данных слишком много. Текущие инструменты не позволяют использовать их на полную. Из-за этого страдает работа аналитиков. У компании становится больше сотрудников, которым в работе нужны данные.

Облачные и локальные: какие есть BI-инструменты

Главный критерий, по которому делятся BI-инструменты — это место хранения данных.

Облачные — информация хранится на серверах провайдера. Компании нужно только подключиться к решению и настроить его под себя. С одной стороны, это гибкость в плане функционала и стоимости, плюс простота внедрения. С другой, если использовать зарубежные сервисы, есть шанс резко потерять все данные, при этом будет выше риск утечек. Всё это может принести компании серьёзные штрафы и репутационные потери. Подробнее о рисках использования зарубежных сервисов рассказали в статье

Локальные — данные хранятся на серверах самой компании. Локальные сервисы всегда дороже, чем облачные. Это затраты на лицензии, установку, настройку, постоянное обслуживание оборудования. Нужны квалифицированные сотрудники с полной включённостью в работу. Просто поставить программу на компьютер — недостаточно. Зато локальный сервис может быть более надёжным решением в плане безопасности данных.

Важно оценить свои возможности перед внедрением BI. Если не до конца уверены в своих силах, лучше сразу обратиться к аутсорсу. Недоделанные или недовнедрённые системы не приносят никакой пользы. Наоборот, мешают: если в компанию придёт новый человек, ему будет сложнее разбираться. Скорее всего, придётся настраивать всё с нуля.

При выборе решения на аутсорсе лучше остановиться на таком, которое без труда можно передать другому сотруднику/подрядчику. То есть система должна быть достаточно популярной и с простым интерфейсом.

caption
Денис Пономарёв
коммерческий директор Elly Analytics

Чек-лист: как выбрать BI-сервис 

Убедитесь, что бизнесу нужен BI. Как правило, BI-сервисы подходят крупному, среднему или небольшому, но растущему бизнесу. Важный критерий: у компании много данных, но их не получается использовать.

Определите потребности, которые удовлетворит BI. Да, главной целью будет визуализировать информацию, чтобы использовать её для решения бизнес-задач. Но сами задачи могут быть разными — от поиска самых перспективных каналов маркетинга до планирования бюджета на год. 

Установите главные характеристики сервиса. Здесь можно ориентироваться на количество и виды информации, место хранения данных, соответствие функционала потребностям, простоту интерфейса, возможности кастомизации и доступность в финансовом плане. Хороший вариант в любом случае — начать с сервиса, пусть и ограниченного по функционалу, но понятного для сотрудников. 

Важно не забывать про безопасность данных. Поэтому надёжнее использовать российские аналоги — например, Visiology, Luxms BI, «Форсайт», Polymatica, Modus Bl, 1С:Аналитика, AlmazBI. Так, если сервис уйдёт из России, данные по всем областям работы, которые вы собирали годами, останутся с вами.  
Примеры российских BI-платформ
Примеры российских BI-платформ

Протестируйте. Если есть возможность, используйте пробные версии 3–5 сервисов и оцените каждый по всем критериям. Особое внимание уделите удобству интерфейса: если что-то настораживает, сервис вряд ли приживётся в компании.

Чем BI-сервис отличается от CDP

BI-сервисы иногда путают с CDP — платформами клиентских данных. У этих инструментов и правда есть общее:

  • Работа с большими объёмами информации.
  • Представление данных на одной площадке в удобном виде.

Но есть и отличия:

  • BI-сервисы фокусируются на анализе бизнес-данных, в то время как CDP — на управлении данными клиентов.
  • Сервисы BI чаще используют аналитики и лица, принимающие решения. А CDP — маркетологи и специалисты по работе с клиентами.
  • BI может анализировать больше разных источников данных, в том числе внешних. В то время как CDP ориентируется на данные о поведении клиентов: потенциальных и действующих.

То есть BI-инструменты помогают, когда нужно проанализировать бизнес с разных сторон, а CDP — когда нужно получить больше информации о клиентах.

Лучший сценарий — использовать BI и CDP в комплексе. Одна из таких CDP — маркетинговая омниканальная платформа Sendsay. И вот как инструменты работают в связке: CDP позволяет выстроить сегменты аудитории в зависимости от демографии, истории и поведения клиентов, а BI — визуализирует результаты запуска рассылок на эти сегменты по разным каналам.

Главное

  • BI-инструменты помогают представить огромные массивы данных в наглядном виде. Они упорядочивают хаос, экономят время и помогают принимать более обоснованные бизнес-решения.
  • Сервисы BI больше подходят крупным компаниям или небольшим, которые активно растут. Главный критерий — у бизнеса много данных, но они их не получается использовать. 
  • Выбрать подходящий BI-сервис — непросто. Важно учесть финансовые возможности компании, определить потребности и разобраться в функционале. В идеале — протестировать несколько сервисов. Но в любом случае лучше выбирать популярные и российские решения. Так, работу с сервисом будет легко делегировать другим сотрудникам. При этом риск потерять данные или допустить их утечку окажется ниже.
Вам понравилась статья?
Над статьёй работали:
Похожие статьи
27 инструментов для email-маркетинга
С какими инструментами работать сегодня маркетологу
Присоединяйтесь к нам в соцсетях