Насколько проще было бы взаимодействовать с клиентами, если бы вся информация о них — контакты, активность на сайте, последние покупки, любимые товары, реакция на рассылки — хранилась в одном месте. Ещё лучше — если бы информация собиралась автоматически и обновлялась в режиме реального времени. Всё это и даже больше умеет CDP-платформа. 

Но несмотря на профиты, которые даёт CDP-платформа, она нужна не каждой компании.

Рассказываем, как CDP-платформа помогает бизнесу, каким компаниям она нужна и как подготовиться к её внедрению.

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Что такое CDP

CDP (Customer Data Platform) — программное обеспечение, которое собирает данные о клиенте из онлайн и офлайн-источников и объединяет их на одной платформе. Также представляет собой набор инструментов и функций, которые позволяют компаниям собирать, объединять, анализировать и активировать данные о клиентах.

Подробнее о возможностях CDP 👇

Сбор данных: CDP может собирать данные из различных источников, таких как CRM-системы, маркетинговые платформы, веб-сайты и приложения.

Унификация данных: CDP может объединять данные из различных источников в единую базу данных. Это помогает компаниям получить более полное представление о своих клиентах.

Анализ данных: CDP может анализировать данные о клиентах, чтобы выявить закономерности и тенденции. Это помогает компаниям улучшить понимание своих клиентов и создать более персонализированные взаимодействия с ними.

Активация данных: CDP может активировать данные о клиентах, чтобы создавать более персонализированные взаимодействия с ними. Это может включать в себя отправку персонализированных маркетинговых сообщений, предоставление персонализированного обслуживания клиентов или создание персонализированных предложений.

Вот как выглядит работа CDP на примере условного интернет-магазина косметики: 

  • Допустим, интернет-магазин использует четыре канала маркетинга: email-рассылки, блог на сайте, SMS-рассылки, сообщество во «‎ВКонтакте».
  • Помимо сайта, у магазина есть офлайн-точка — небольшой шоурум в Москве.
  • Также у компании есть CRM-система, где хранится история общения с клиентами.
  • Интернет-магазин решил подключить и настроить CDP. Теперь информация из каналов маркетинга и из офлайн-точки, а также данные из CRM «‎подтягиваются» в платформу.
  • Внутри CDP для каждого клиента формируется единый профиль. Данные постоянно обновляются в зависимости от покупок клиента, посещений сайта, активности в рассылках и других действий.
  • В результате интернет-магазин видит актуальную информацию по каждому клиенту и опирается на неё в маркетинге. Пользователи получают более релевантные предложения, чаще покупают и возвращаются.

Подробнее о том, как работает CDP-платформа, мы рассказывали в отдельном большом материале. А здесь остановимся на том, что она даёт и кому больше подходит 👇

Как CDP помогает бизнесу 

CDP можно сравнить с CRM — мы даже писали об этом в статье. И, казалось бы, достаточно просто использовать CRM и не беспокоиться. Но в один момент данных клиентов становится настолько много, что функций CRM уже не хватает. 

И компания начинает искать решение, которое будет не только хранить историю общения с клиентом, но и управлять всеми пользовательскими данными. Здесь на помощь приходит CDP:

Собирает все данные

Обычно CDP использует два типа данных. Статические, которые почти не меняются — это имя, возраст, пол, место жительства, номер телефона. И динамические, которые меняются постоянно — это последние заказы в приложении, комментарии в соцсетях, просмотр товаров на сайте, переходы по ссылкам из рассылок и ещё десятки вариантов. 

Все эти данные CDP автоматически собирает, хранит и обновляет. Компании не приходится вручную сводить информацию из разных источников. 

Узнаёт клиента в разных каналах

CDP сравнивает новые данные с теми, что уже есть, находит взаимосвязи и идентифицирует пользователя. При этом неважно, откуда поступают данные: из офлайн-точки, Telegram или приложения. Система распознает клиента как одного и того же человека независимо от канала. 

В результате коммуникация с пользователем становится более последовательной и своевременной. А это располагает клиента: теперь компания кажется не роботом, который отправляет спам или автоматические ответы, а живым внимательным человеком.

Помогает точнее сегментировать аудиторию

Информация внутри CDP-платформы позволяет делить аудиторию на группы по стандартным признакам: возраст, пол, средний чек, частота покупок. Но это лишь первый уровень. 

О том, как собрать информацию о подписчике и получить отзывы о качестве продукта и услуги, читайте здесь →

Также в CDP можно задавать свои параметры, использовать сразу несколько и создавать сегменты, которые обновляются автоматически. Благодаря различным интеграциям, полученные сегменты можно использовать почти в любых маркетинговых каналах: Mobile- или Web-пуши, SMS, соцсети, мессенджеры, электронная почта.

Кроме того, CDP позволяет разгрузить сотрудников самой компании. Им больше не нужно:

  • Тратить время на аналитику одного канала, потом другого и искать закономерности — всё уже собрано в одном месте.
  • Запрашивать информацию у коллег — всё на одной платформе.
  • Тратить лишнее время на тесты — информация по сегментам и по каждому отдельному клиенту говорит сама за себя.
  • Создавать сообщения для всех каналов — достаточно выбрать эффективный.

То есть сотрудники экономят время и могут направить силы на что-то более глобальное — например, на качество маркетинговых кампаний.

Помимо рутинных задач, CDP решает более глубокую. Она помогает на глобальном уровне понять, что нужно клиентам. А именно это и позволяет бизнесу развиваться в нужном направлении и оставаться конкурентоспособным. 

Каким компаниям подойдет CDP

Кажется, что CDP нужна всем компаниям, которые хотят лучше понимать своих пользователей. Но в некоторых случаях внедрение этого решения может увести в минус или попросту оказаться бесполезным.

Поэтому CDP вряд ли подойдёт:

  • малому бизнесу
  • стартапам
  • нишевым компаниям
  • компаниям с узкой аудиторией
  • бизнесу с ограниченным бюджетом
  • компаниям, у которых нет CRM

Другими словами, CDP не нужна, если клиентских данных немного и с ними получается справляться текущими инструментами. Также она будет бесполезна, если у компании всего 1-2 канала связи — тогда аналитику проще смотреть по каждому. 

И напротив — CDP подходит компаниям с внушительным массивом клиентских данных и с большим количеством каналов связи. Обычно это быстрорастущий бизнес.

И всё же каждый случай индивидуален. У вас может быть не огромный интернет-магазин, но сразу семь каналов связи, разрозненная информация по каждому и проблемы в коммуникации — тогда CDP будет кстати. Главное — правильно подготовиться к её внедрению. 

Как внедрить CDP: 4 обязательных этапа

Нет универсального алгоритма внедрения CDP. Порядок будет зависеть от ниши бизнеса, количества данных, текущих каналов связи, наличия нужных сотрудников.

Но в любом случае эти шаги помогут сориентироваться 👇

Шаг 1. Поймите, зачем вам CDP

Да, хранение данных в одном месте и сегментация — это здорово. Но это больше про глобальные преимущества, которые даёт CDP. 

Поэтому определите собственное направление и поставьте цели, которые будут ему соответствовать. Возможно, для начала вы захотите использовать CDP просто для таргетинга. Отразите эти бизнес-цели в стратегии.

Шаг 2. Выберите CDP-платформу

Отталкиваясь от целей, сформулируйте критерии, по которым вы будете подбирать CDP-платформу. Для кого-то ключевым фактором станет безопасность данных, для кого-то — легкость внедрения, для кого-то — широкие настройки тарифа. 

После этого оставьте несколько вариантов и изучите их демоверсии. Оцените функционал и техподдержку. И только потом подключайтесь к лучшей для себя платформе.

Например, в Sendsay тоже есть CDP-платформа. Она доступна после подключения решения Sendsay Маркетинг. Платформа автоматически собирает данные по клиентам и формирует для каждого 360-профиль. По результатам анализа профилей система создаёт сегменты пользователей и отправляет сообщения в подходящие каналы: от SMS до Telegram. Так данные превращаются в рассылку.

Чтобы понять, какие задачи вашего бизнеса поможет закрыть Sendsay, запишитесь на бесплатную демонстрацию платформы — и наш менеджер Антон проведёт экскурсию.

→ Выбрать дату и время для демовстречи  

Шаг 3. Назначьте ответственных сотрудников

Даже если вы выбрали самую простую по функционалу платформу, всё равно понадобятся специалисты для её настройки. И если работу с сегментами и аналитикой можно доверить штатному маркетологу, то для технической части, скорее всего, придётся нанять разработчика. 

В идеале обозначить три зоны ответственности — маркетинг, аналитика, техническая реализация — и для каждой назначить главного.

Шаг 4. Составьте сценарий использования

На этом этапе расширьте стратегию. Определите, как именно вы будете достигать поставленных целей. Помогут такие вопросы:

  • По каким каналам (и онлайн, и офлайн) вы будете собирать статистику.
  • В какие каналы будете отправлять рассылки.
  • Какие данные клиентов вы будете собирать, а какие не понадобятся.
  • По каким критериям будете оценивать прогресс.

После этого наступает ключевой этап интеграции, на который могут уйти месяцы. А может уйти несколько недель — многое зависит от уровня. Поэтому не пренебрегайте этими четырьмя этапами. 

Чек-лист: готовы ли вы к внедрению CDP

Если больше ответов «‎да», то CDP — ваш вариант. Если в основном это «‎нет» — возможно, пока не время.

Вместо заключения: статистика по CDP

Мы не можем сказать точно, нужна ли вам CDP. Да и никто не может. Но всё же рекомендуем опираться на общие критерии, о которых рассказали выше. 

Вряд ли стоит думать о CDP, если у вас 100-200 клиентов или два канала связи. А вот если у вас тысячи клиентов и часто возникает путаница в данных — это повод посмотреть в сторону CDP.

caption
Ангелина Круглова
контент-менеджер Sendsay

Если вы решили попробовать CDP, начинайте со стратегии внедрения. Перед тем, как остановиться на окончательном варианте, попробуйте бесплатные версии разных платформ. Так вы лучше разберётесь в вопросе и не потратите лишние деньги. 

И напоследок — немного статистики по CDP 👇

  • В 2022 году выручка отрасли CDP составила 2 млрд долларов, а это на 25 % больше, чем в 2021.
  • 59 % компаний используют CDP для персонализации маркетинговых кампаний, а 56% — для сегментации и таргетинга аудитории.
  • 63 % маркетологов используют CDP для планирования пути клиента.
  • 53 % компаний сформулировали свою выгоду от внедрения CDP как «снижение затрат‎», а 58% — как «рост продаж и доходов‎».
  • 73 % компаний считают, что CDP — один из решающих факторов, который позволяет улучшить обслуживание клиентов.
  • 74 % руководителей высшего звена признаются, что данные хорошего качества дают им конкурентное преимущество.
  • Компании начинают окупать затраты на внедрение CDP в среднем через 8 месяцев.
Над статьёй работали:
Похожие статьи
Что такое CDP и как это поможет бизнесу
Тренды продаж 2023 года: использование CDP-технологии и омниканального маркетинга в бизнесе
06.06.2023
Присоединяйтесь к нам в соцсетях