07.11.2024
5 минут

Кастдев через email-рассылки: как понять своего клиента

Customer Development ― сокращённо CustDev или «кастдев» ― это опрос клиентов по определённому сценарию, который определяет потребности и предпочтения покупателей. Узнав мнения и ожидания целевой аудитории, проще доработать свой продукт или услугу. 

Простыми словами, кастдев — это исследование, в котором задают открытые вопросы или дают выбор из нескольких вариантов. На основе анализа полученных данных можно строить гипотезы для дальнейших действий. Рассказываем, когда и как проводить кастдев.

Когда пора проводить кастдев

Методы кастдева можно использовать на разных этапах развития компании, её продуктов или услуг. 

Ситуации, в которых обычно проводят кастдев:

  • Вы хотите запустить новый продукт, но у вас нет идей. Изучите привычки и модели покупок вашей целевой аудитории. Правильные кастдев-вопросы для интервью помогут найти неожиданные запросы аудитории и сгенерировать идеи продуктов. 
Основоположником кастдева был американский предприниматель Стив Бланк, он же делил метод на четыре этапа
Основоположником кастдева был американский предприниматель Стив Бланк, он же делил метод на четыре этапа
  • У вас есть идея продукта или стартапа, но вы хотите проверить гипотезу. Кастдев поможет проанализировать реакцию фокус-группы на концепцию первой версии жизнеспособного продукта (MVP) и снизить риски. После сбора обратной связи от реальных пользователей можно улучшить продукт перед запуском на массовую аудиторию.
  • Продукт уже создан, но вас не устраивает уровень продаж. С помощью кастдева вы сможете определить причину снижения покупок и устранить её. Изучите потребности клиентов и их сценарии использования продукта. Так вы получите гипотезы низких продаж и сценарии развития продукта. 
Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Как подготовить вопросы для кастдева

Кастдев ближе к глубинному интервью, чем к простому опросу. В то же время custdev похож на маркетинговые исследования, но вторые опираются лишь на оценки потребителей. Задача кастдев-вопросов ― выявить потребность или боль клиента, узнать его мнение, а не собрать статистические данные. 

В карточках разделили список вопросов для кастдева по видам, в зависимости от нужной исследователю информации. Листайте карусель:

Как кастдев-интервью может улучшить продажи

Кастев проводят и для B2C и для B2B. Кроме сбора информации для развития продукта и изучения потребностей аудитории, с помощью custdev интервью можно найти идеи для роста продаж.

Сфера B2B B2C
С кем проводится кастдев Предприниматели, руководители, принимающие решение лица Покупатели, представители группы потребителей
Особенности Долгий процесс принятия решений, могут опасаться раскрытия коммерческой тайны Принятие решений на основе эмоций, чувствительность к цене продукта или услуги

В каких ситуациях нужно проводить изучение аудитории: 

  • Упали продажи, и вы хотите понять причину. Отправьте кастдев-рассылку с вопросами по клиентам, которые не покупали длительное время. 
  • Клиенты регулярно покупают, и вы хотите узнать, что они ценят. Выделите группу постоянных покупателей и отправьте вопросы о преимуществах продукта, чтобы узнать свои сильные стороны для аудитории. 
  • Вы хотите повысить конверсию в покупки. Поможет проведение опроса удовлетворённости продуктом (NPS) и сегментация аудитории по лояльности к компании. Для каждой группы подготовьте свою стратегию: сторонникам предложите персональное предложение, настроенным нейтрально отправьте письма о плюсах продукта и отзывы других покупателей, а с критиками проведите второй этап, чтобы узнать о причинах недовольства. 
Во всех случаях следует запросить согласие на телефонный или онлайн-разговор с клиентом. При личном общении раскроется больше деталей
Во всех случаях следует запросить согласие на телефонный или онлайн-разговор с клиентом. При личном общении раскроется больше деталей
  • Вы хотите отправлять качественные рассылки. Настройте отправку опроса сразу после подписки, чтобы узнать интересы нового подписчика. На основе его ответов включите в серию писем с подходящими товарами и статьями по теме.  

Выделить разные группы покупателей, в том числе тех, кто перестал покупать, поможет интеграция CDP Sendsay с CRM-системой. Соберите сегмент для рассылки на основе данных о последних покупках. Группу можно сделать динамической, чтобы в неё автоматически попадали те, кто не покупал длительное время, и настроить автоматическую отправку письма. 

Как проводить кастдев через email-рассылку

  • Определите цель. Какую информацию и для чего вы будете собирать у подписчиков. Где будут использоваться полученные данные, что помогут улучшить. 
Например, вы видите, что студенты сомневаются в обучении. Узнайте, в чём они заключаются трудности
Например, вы видите, что студенты сомневаются в обучении. Узнайте, в чём они заключаются трудности

Ключевое правило кастдева: не нужно за один опрос охватывать всю деятельность компании. Оптимизируйте работу пошагово. Например, узнайте, удобно ли клиентам пользоваться сайтом или какие у вашего продукта или услуги сильные стороны, чтобы донести их тем, кто перестал к вам обращаться. 

  • Выберите сегмент. Аудитория зависит от поставленной цели. Новые подписчики, те, кто перестал читать рассылку или совершать покупки, подписчики «со стажем» больше года или аудитория возрастом, у которого вы хотите узнать предпочтения. 
  • Создайте список вопросов. Понять, какие кастдев вопросы задавать, поможет подборка вариантов выше в статье и поставленная цель. Соберите из них анкету для кастдев-рассылки респондентам. Рекомендуем задавать не более семи вопросов, чтобы не утомлять читателя. Если в анкете есть уточняющие закрытые вопросы с вариантами ответов, то увеличивайте число вопросов до 10–15. 
В старом интерфейсе платформы Sendsay есть возможность создать анкету для кастдева в разделе Анкеты → Управление анкетами
В старом интерфейсе платформы Sendsay есть возможность создать анкету для кастдева в разделе Анкеты → Управление анкетами
  • Оформите письмо с опросом. Придумайте интересную тему, расскажите, почему важно пройти опрос, или пообещайте бонус за прохождение. Например, промокод, доступ к секретной рассылке о новинках или подарок к следующему заказу. На платформе Sendsay есть возможность настроить письмо-благодарность сразу после прохождения опроса. 
Поблагодарите клиента не только словами, но и подарком
Поблагодарите клиента не только словами, но и подарком
  • Отправьте рассылку и оцените результаты кастдева. Изучите полученные ответы: какие формулировки повторялись чаще всего, о чём чаще рассказывают ― например, о скорости доставки товара или работе службы поддержки. Соберитесь с командой и обсудите гипотезы о дальнейших действиях. Для анализа ответов и записи идей используйте таблицы или онлайн-доски для совместной работы и визуализации. 
Для упрощения работы по анализу результатов кастдевов уже используют нейросети
Для упрощения работы по анализу результатов кастдевов уже используют нейросети

Часть работы по изучению предпочтений аудитории можно автоматизировать с помощью инструментов CDP Sendsay: разрозненные данные из онлайн- и офлайн-источников собираются в индивидуальный профиль клиента. Затем собранную информацию используйте для персонализации и сегментации клиентов в email-рассылках.

Кастев для бизнеса — мероприятие, которое нужно проводить регулярно, чтобы компания своевременно реагировала на особенности аудитории и её предпочтения. Автоматизация типовых сценариев кастева с помощью платформы Sendsay и единая база данных о вашей аудитории сократят время на сбор и аналитику данных.

Похожие статьи
Составляем Customer Journey Map: советы и инструменты
Как получить обратную связь в email-рассылке, не злоупотребляя временем клиентов
Следите за нами
Присоединяйтесь к нам в соцсетях