18.05.2023
9 минут

Профиль клиента 360 – как он поможет маркетологу

Интуитивно кажется, что профиль клиента 360 – это что-то про 360 градусов, полный обзор и всеобъемлющую информацию о пользователе. Так оно и есть, и даже лучше – вся информация обновляется в режиме реального времени.

В статье рассказываем, из чего состоит и где хранится профиль клиента 360, а также – какую пользу он может принести маркетологу.

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Что такое профиль клиента 360

Профиль клиента 360 – это база данных, которая включает всю историю взаимодействия клиента с брендом. Эта информация собирается из разных источников и постоянно обновляется.

Если говорить проще, в профиле хранится вся доступная информация о клиенте. Это похоже на портрет клиента, но более целостный и актуальный. 

Профиль клиента 360 помогает решить одну из главных проблем бизнеса – непоследовательное обслуживание клиентов. Этот инструмент позволяет почти автоматически отслеживать движение клиента по разным каналам, устройствам и объединять все это на одной удобной площадке. 

4 больших преимущества профиля клиента 360

Пока профиль клиента 360 – не супер известный инструмент в российском и даже мировом маркетинге. По данным Gartner, такой 360-градусный обзор клиентов есть только у 10 % компаний и только 5 % могут использовать его для развития бизнеса. Но преимущества этого инструмента уже очевидны ⬇️

1. Дает усовершенствованную аналитику 

Когда данные о клиентах хранятся в разных системах – их сложно анализировать, а значит сложно обеспечивать грамотное обслуживание клиентов. 

Опрос Forrester Research показал, что 42 % сотрудников сервисных служб не могут эффективно решать проблемы клиентов, просто потому, что у них нет легкодоступной и полной информации о клиентах.

Профиль 360 позволяет отследить все точки соприкосновения пользователя с компанией. Когда вся коммуникация, покупки и запросы клиента хранятся на одной платформе, аналитика тоже находится перед глазами. Более того, она становится более точной и понятной. 

2. Улучшает сотрудничество между отделами

Когда у всех сотрудников и всех отделов есть доступ к одной и той же информации – сотрудничество становится более согласованным. Например, перед встречей с клиентом менеджер может заглянуть в профиль 360 и понять, что тот недавно высказывал серьезное возражение. И именно на это возражение менеджер сможет направить усилия в диалоге, тем самым повысив шансы на сделку. 

В перспективе, пользуясь такой сильной общей базой, отделы продаж и маркетинга могут создавать все более продуманные и результативные кампании. 

Согласно исследованию Aberdeen Group, такая тесная взаимосвязь между разными отделами помогает получать на 32 % больше прибыли и удерживать на 36 % больше клиентов. Кроме того, она повышает узнаваемость бренда и увеличивает средний размер сделки.

3. Помогает строить точные прогнозы

Профиль клиента 360 не только показывает, что уже сделали клиенты – он также помогает понять, куда клиенты могут пойти дальше. Когда у вас есть полная картина поведения пользователя – его учетные записи, транзакции, обращения в службу поддержки, предпочтения – вы можете строить более точные гипотезы. 

Это особенно полезно, когда бизнес планирует менять функции продукта, серьезно обновлять ассортимент товаров, переезжать в новое место. Прошлое поведение пользователей позволит предвидеть возможные непонимания и изменить стратегию, чтобы свести к минимуму любой негатив.

4. Позволяет выстраивать персональные стратегии 

Когда у компании есть всеобъемлющее представление о клиенте и постоянный доступ к свежей информации, пропорционально увеличиваются и возможности сделать этого клиента постоянным.

С помощью профиля 360 можно выделить самых прибыльных для компании покупателей и создать для них актуальные рекомендации. Например, в зависимости от самых частых покупок – предложить скидку на новые похожие товары. 

Также благодаря профилю 360 можно удерживать клиентов, которые собираются уйти. Например, если была негативная обратная связь – принести извинения и угостить бесплатным ужином.

Компании, которые видят клиентов на 360 градусов, получают крупные преимущества. Сбор данных на одной площадке позволяет обеспечить идеальное обслуживание и увеличить продажи. Поэтому есть все шансы, что профиль клиента 360 в ближайшие годы станет рабочим инструментом для большинства компаний. 

Где хранится профиль 360 

Главный плюс профиля 360 – вся информация находится в одном месте. Так компания избегает работы с десятками разных сайтов и сервисов, которые даже не интегрированы друг с другом. Это место называется CDP-платформа ⬇️

CDP-платформа (Customer Data Platform, в переводе с англ. «‎платформа пользовательских данных») – программное обеспечение, которое объединяет данные о клиенте из нескольких источников и создает единую базу, доступную для других систем. 

Как работает CDP-платформа
Как работает CDP-платформа
CDP-платформа соединяет в себе информацию обо всех точках взаимодействия клиента с продуктом. В эту систему можно перенести все – от карточек клиентов, до обработки заказов.

Такую CDP-платформу совсем скоро запустит Sendsay ⬇️

Sendsay Маркетинг – это возможность собирать данные из разных источников в единый 360-профиль и отправлять персональные рассылки в подходящий канал коммуникации.

Давайте на примере Sendsay Маркетинг разберем, какие задачи выполняет CDP-платформа:

  • Хранит многоуровневую базу данных

Когда одни данные о подписчиках лежат в сервисе рассылок, а другие – в CRM, приходится сводить их вручную. Но в CDP-платформе можно настроить сбор и объединение информации из разных источников: приложений, сайта, CRM, CMS и ERP. 

  • Автоматизирует процессы

На основе клиентских данных удобно автоматизировать общение с пользователем по любому поводу – от подписки на рассылку до комментария в соцсетях. Например, если подписчик начал проходить сразу несколько курсов, можно напомнить ему об оплате каждого.

  • Позволяет выстраивать персонализированное общение

Благодаря всей информации о пользователе, которая хранится на платформе, можно создавать более релевантные сообщения. Например, если подписчик покупает спортивную одежду для повседневной носки, нет смысла предлагать ему деловые костюмы.

Итак, платформы клиентских данных помогают без особых усилий упорядочить всю информацию о клиенте. А это позволяет выстраивать более эффективное общение и увеличивать продажи.

8 главных источников для создания профиля клиента 360

Чтобы составить профиль клиента 360, нужно собрать о нем основную информацию и настроить интеграции с CDP-платформой. Вот какие инструменты будут в этом полезны ⬇️

1. Системы аналитики 

Используя инструменты Google Analytics, Яндекс.Метрики или других систем аналитики, вы сможете получить всю базовую информацию об аудитории. Пройдитесь хотя бы по основным отчетам – и вы уже сможете определить источники трафика, статистику по устройствам, демографические данные и другие характеристики.

2. CRM-система

Если у вас есть CRM-система, обязательно используйте ее возможности. Например, с помощью нее вы можете определить, какие характеристики объединяют клиентов с высоким чеком. Также здесь может быть зафиксирована и другая ценная информация – от потребностей, которые привели пользователя в компанию, до проблем, с которыми он столкнулся при покупке.

3. Социальные сети

Соцсети – чуть ли не самый актуальный источник информации о клиентах и их привычках. Здесь можно узнать, где работает человек, какое у него семейное положение, как он любит отдыхать, в каких пабликах сидит, что слушает, занимается ли спортом – и многое другое. 

Также соцсети помогают понять, как клиенты взаимодействуют с вашим брендом: на какие записи ставят больше лайков, где оставляют комментарии, что спрашивают в личных сообщениях. 

4. Сервисы анализа конкурентов

Один из удобных сервисов для анализа конкурентов – SimilarWeb. С помощью него можно получить информацию о маркетинговой активности других компаний в вашей нише и дополнить представление о целевой аудитории. 

Через SimilarWeb можно «‎прогнать» и свою компанию, чтобы получить дополнительную аналитику. Особенно это будет полезно, если нет своей CRM-системы или не подключены крупные системы аналитики вроде Яндекс.Метрики

5. Сервис рассылок

В сервисе рассылок есть масса полезной информации о поведении подписчиков: активность в рассылках, самые рабочие призывы к действию, частота покупок – и это помимо основной информации, которая содержится в карточках. 

6. Сервисы анализа поисковых запросов

Проанализируйте частые запросы по вашей теме в Яндекс Wordstat и Google Trends. Так вы узнаете, какие потребности приводят покупателей к вашим услугам и какие характеристики они ищут в ваших товарах.

7. Отзывы

Просмотрите отзывы на популярных площадках-отзовиках, на картах, на собственном сайте и в соцсетях. В отзывах клиенты делятся не только положительной или негативной обратной связью, но и высказывают пожелания к продуктам. В целом отзывы – это хороший способ узнать боли клиентов, их мотивацию к покупке и даже составить представление о социальном статусе человека. 

8. Опросы 

И, конечно, один из лучших способов узнать о клиентах больше – спросить у них самих. В идеале – устроить живое интервью с потребителем. Но если такой возможности нет, просто встройте опрос на сайт и отправьте ссылку в электронном письме. Или проведите опрос прямо в письме. Так вы сможете уточнить базовую информацию о человеке напрямую (возраст, место жительства, состав семьи) и задать ему более углубленные вопросы – как он выбирает товар, что становится решающим факторов в выборе, что мешает купить. 

Также проведите интервью с сотрудниками, а именно с отделом продаж и со службой поддержки. В общем с теми, кто максимально близко общается с клиентами. Сотрудники подскажут, с какими запросами приходят пользователи, как часто покупают, какие у них есть возражения, какие возникают проблемы при оформлении заказов. 

Основные составляющие профиля клиента в В2В и В2С

Профиль клиента 360 похож на портрет клиента, но в профиле акцент больше на то, как клиент ведет себя в реальном времени. 

В любом случае хорошо взять за базу профиля 360 основные характеристики человека (если это сегмент B2C) и черты лица, принимающего решение + особенности самой компании (если это сегмент B2B). Постепенно к этой базе можно добавить другие данные, но опираться все же на нее ⬇️

Что взять за базу B2C-профиля 

1. Демографические данные:

  • возраст
  • пол
  • национальность
  • этническая принадлежность
  • семейное положение
  • религия

Например, если клиент недавно женился, то нет смысла рекомендовать ему приложение для знакомств. 

2. Географическое положение:

  • локация
  • климатические условия
  • культурные особенности

Например, если пользователь переехал из Мурманска в Сочи, вряд ли стоит с такой же частотой рекомендовать ему разную теплую одежду. 

3. Социально-экономические характеристики:

  • образование
  • профессиональная деятельность
  • уровень дохода 
  • условия проживания
  • место работы

Например, если человек недавно получил онлайн-образование, можно предложить ему курсы для прокачки новых навыков.

4. Психографические:

  • интересы
  • мотивация
  • ценности
  • проблемы и боли
  • привычки
  • средний чек клиента

Например, если пользователь всегда покупал продукцию от Apple, вряд ли он станет потенциальным покупателем Android. 

Отдельно в профиль B2C стоит включить основные факты из истории взаимодействия с брендом, а также реакции пользователя на маркетинговую активность компании в разных каналах. Например, если пользователь недавно оставил негативные отзывы о посещении кафе у себя в сторис и в комментариях под постом компании – это однозначно стоит использовать.

Что взять за базу B2B-профиля

  • информация о лице, принимающем решения
  • бизнес-потребности
  • размер компании
  • регион охвата
  • направление деятельности 
  • число сотрудников
  • объемы продаж и годовой оборот

Например, если диджитал-агентство специализируется только на продвижении сайтов, нет смысла заказывать у него продвижение в соцсетях.

Профиль клиента 360: главное

  • Профиль клиента 360 – это большая база данных, где собирается вся информация о клиенте и постоянно обновляется. 
  • Эта информация хранится в CDP-платформе. Туда попадают данные о клиенте из соцсетей, с сайта, из систем аналитики и из других платформ.
  • Профили клиента 360 и в сегменте В2В, и сегменте В2С похожи на классические портреты клиентов, но здесь акцент на поведении клиентов в реальном времени.
  • Такой профиль дает более полную аналитику, улучшает сотрудничество между отделами, позволяет строить точные прогнозы и выстраивать персональные стратегии. 
  • Профиль клиента 360 позволяет снять одну из главных головных болей маркетолога – непоследовательное обслуживание клиентов. Не нужно тратить силы на поиск информации в разных каналах и сопоставлять ее с реальностью – в профиле клиента 360 вся информация максимально актуальная и всеобъемлющая.

 А мы напоминаем про наш телеграм-канал: делимся полезной информацией в сфере digital-маркетинга, а при подписке дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, рассказали в закрепленном сообщении канала.          

Вам понравилась статья?
Над статьёй работали:
Похожие статьи
Сегментация клиентов email-рассылки: как и для чего это нужно делать
Это вам от нас: как персональные рекомендации в рассылках повышают конверсию
Присоединяйтесь к нам в соцсетях