23.01.2023
6 минут

Как правильно чистить базу клиентов в email-рассылке

База email-адресов для рассылки со временем устаревает: часть подписчиков перестают пользоваться почтовыми ящиками, теряют интерес к рассылке и не открывают письма. Поэтому базу подписчиков нужно периодически обновлять. 

В этой статье мы подробно расскажем, как чистота базы влияет на показатели рассылки, и как ее почистить.

Для чего нужно чистить базу клиентов

У каждого отправителя есть рейтинг в почтовых провайдерах, таких как Mail.ru или Gmail. Если рейтинг высокий, письма попадают во «Входящие», если низкий – в «Спам». В Gmail письма могут попадать в папку «Промоакции», где Open Rate значительно ниже. 

На рейтинг влияют разные факторы, но основные – количество ошибок при доставке и жалоб на спам. Также важно, как пользователи взаимодействуют с рассылкой: открывают, кликают по ссылкам или сразу удаляют. 

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Если база устарела и в ней много неактуальных адресов, то почтовые провайдеры могут расценить отправителя, как ненадежного, и показатели доставки снизятся. Худший сценарий – добавление отправителя в черный список. Если такое произойдет, клиенты этого провайдера перестанут получать письма. 

Кроме того, большинство сервисов рассылки рассчитывают абонентскую плату исходя из объема клиентской базы. Поэтому содержание базы с неактивными подписчиками – нерациональная трата бюджета.

Устаревшая база подписчиков портит репутацию отправителя и впустую расходует деньги. Если не хотите проблем с доставкой и проверками от почтовых провайдеров – собирайте базу легально и чистите ее, когда это необходимо.

Как понять, что пора чистить базу email-адресов

Посмотрите на процент доставленных писем (Delivery Rate). 97-98 % уже сигнализируют о том, что базу пора почистить – возможно, там есть боты или брошенные ящики. Как правило, сервисы рассылок сами определяют такие ящики и исключают их из списка получателей, но не удаляют их из общей базы контактов. Удалить адрес может только владелец базы.

Другой показатель – низкий Open Rate. Он может быть таким из-за подписчиков, которые перестали открывать письма. Поэтому надо проанализировать базу и посмотреть, сколько пользователей перестали реагировать на письма. Затем их можно попытаться реанимировать, а если не получится – удалить. 

Если база email-адресов регулярно обновляется и растет, то чистите ее раз в полгода. Если у вас больше 500 тысяч подписчиков, можно и чаще. Для эффективного email-маркетинга важно не столько количество подписчиков, сколько их качество и активность.
Так выглядит статистика рассылки на примере сервиса Sendsay
Так выглядит статистика рассылки на примере сервиса Sendsay

На какие параметры смотреть при чистке email-базы 

Во время анализа нужно смотреть на проблемные контакты. К ним относятся адреса с ошибками при доставке и жалобами на спам, а также дублирующиеся адреса. Разберем их подробнее. 

Сообщают об ошибке при доставке. Ошибки могут быть постоянными (hard bounce) – когда письмо отправлено на несуществующий адрес, и временными (soft bounce) – письмо нельзя доставить в данный момент. Например, из-за того, что у клиента переполнена папка «Входящие». 

Не подтвердили подписку. При работе с базой клиентов в формате double opt-in, для подтверждения подписки нужно перейти по ссылке из письма. До тех пор, пока пользователь не совершит это действие, отправлять рекламные письма нельзя.

Не реагируют на письма. К ним относятся пользователи, которые несколько месяцев не открывали письма. В сервисах рассылки по типу Sendsay можно настроить автоматический сбор таких контактов в отдельный список. 

Отписались от рассылки. Сервис рассылки должен автоматически исключать таких пользователей из списка получателей. Но если по каким-то причинам этого не произошло, соберите их в отдельный сегмент и удалите – незаинтересованные клиенты вряд ли пригодятся в базе email-подписчиков.

Жаловались на спам. Причины жалоб на спам могут быть разными, например: 

  • писем слишком много, рассылка назойлива для читателя
  • не было приветственной цепочки или письма приходят редко, из-за чего подписчик мог забыть, что подписывался
  • в рассылке не то, что ожидал пользователь
  • не учитываются предпочтения клиента и содержание писем ему не интересно
  • рассылка больше не актуальна

Дублируются в базе. Дубликаты – это одинаковые контакты, которые попали в базу данных с подписчиками в разное время. Обычно сервисы рассылки объединяют карточки контактов с одинаковыми адресами, но если этого не произошло, дубликаты нужно удалить самостоятельно

Что делать с проблемными адресами в email-базе

Сначала нужно их найти и собрать в отдельные списки. Сервисы рассылок проверяют базу автоматически и присваивают контактам разные статусы, по которым легко вычислить проблемные адреса. 

Так в Sendsay контактам присваиваются следующие статусы: доступен и недоступен для рассылки. У недоступных адресов есть расшифровка причин: 

  • контакт не подтвержден – пользователь не подтвердил подписку или адрес добавился в список подписчиков, когда в базе закончилось место
  • контакт в стоп-листе – получатель заблокировал рассылку или заблокирован отправителем
  • контакт заблокирован – постоянная или временная ошибка в доставке
Так выглядят статусы контактов в Sendsay 
Так выглядят статусы контактов в Sendsay 

Если контакт получат статус «не подтвержден», «в стоп-листе» или «заблокирован», то он исключается из списка рассылки. То есть, адрес остается в базе контактов, но ему не отправляются рассылки. Затем эти контакты можно добавить в разные списки и персонально поработать, чтобы убедиться – их можно удалять.

Статус не подтвержден значит, что пользователь не подтвердил подписку. Таких пользователей нужно собрать в отдельный список и еще раз отправить письмо с подтверждением. Может быть, прошлое письмо затерялось в ящике. Тех, кто не отреагировал на эту рассылку – удалить из базы.

Если контакт в стоп-листе, скорее всего, от него поступила жалоба на спам. Такие контакты лучше удалять, чтобы не ухудшать репутацию отправителя. 

Читать также: За что подписчик может заблокировать рассылку 

Статус контакт заблокирован присваивается, когда при доставке возникла ошибка. Если ошибка постоянная, контакт лучше удалить из базы, скорее всего, ящик больше не существует. Временную ошибку можно сбросить и отправить проверочное письмо в рамках обычной рассылки. Если ситуация не изменилась, адрес нужно удалять. 

Рекомендуем сбрасывать ошибки только если вы уверены, что адрес может быть доступен. Если разблокировать все контакты подряд, рассылка может попасть в спам или на модерацию.

Подписчиков, которые перестали открывать письма, можно реактивировать – постараться вернуть клиента, мотивируя снова открывать письма и покупать. Для этого им нужно предложить ценный оффер или спросить, почему они больше вас не читают. 

Главное в такой рассылке – мотивировать открыть письмо. Поэтому нужно подумать над темой и именем отправителя:

  • придумать цепляющий заголовок с предложением большой скидки или заинтриговать содержанием письма 
  • имя отправителя можно тоже обыграть, например: не «Аня из Sendsay», а «Соскучившиеся из Sendsay» 

Если попытки реактивации прошли безуспешно, задумайтесь, нужны ли вам такие подписчики в клиентской базе. Скорее всего, их лучше удалить из списка получателей. 

Лучше иметь 10 тысяч подписчиков с 25% рейтингом открытий, чем 100 тысяч с показателем в 2-3%.

Как сохранять базу подписчиков для рассылки чистой

Можно чистить базу каждый месяц, но логичнее не допускать ее «засорения». Для этого нужно следовать двум советам:

  • Используйте легальные способы привлечения подписчиков. Не покупайте базу на черном рынке, вам гарантированно достанутся тысячи неактуальных ящиков. Собирайте подписчиков через форму подписки на сайте, либо на форумах и конференциях.
  • Подписывайте пользователей через double opt-in. В этом случае пользователь получает письмо с ссылкой для подтверждения подписки. Это безопасный способ, который убережет от несуществующих адресов, которые люди вписали с опечатками или намеренно указали неверный адрес.

Да, всего два простых и очевидных совета 😊 Но следование им поможет содержать базу в хорошем состоянии. 

Кроме того, мы делимся полезной информацией в сфере digital-маркетинга в нашем телеграм-канале, при подписке на который дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, рассказали в закрепленном сообщении канала.

Подключайте Sendsay, чтобы сделать ваш email-маркетинг мощнее 💪

Над статьёй работали:
Похожие статьи
Как собрать базу подписчиков из социальных сетей
Собираем базу email-адресов: как делать можно, а как нельзя
Присоединяйтесь к нам в соцсетях