22.05.2024
9 минут

Какой вы сыр: как собрать базу контактов через квиз

Несерьёзный подход, который приносит серьёзные результаты — так можно было бы описать суть квиза. Но на самом деле это куда больше, полезнее и интереснее.

Рассказываем, как создать квиз, чтобы расположить потенциальных клиентов и мотивировать их оставить свою почту.

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Что такое квиз простыми словами

Квиз (викторина, тест) — это онлайн-опрос, в конце которого пользователь получает персональный результат. 

Обычно квиз состоит из трёх элементов:

Мы будем говорить о квизе для сбора контактов, то есть о маркетинговом. В нём есть польза для обеих сторон:

  • пользователь получает ценный бонус,
  • компания получает контакт пользователя.
То есть квиз помогает узнать электронную почту потенциального клиента, а в перспективе — продать ему товар или услугу. 

Чаще всего квизы для email-рассылки встречаются:

  • на сайте,
  • на лендинге,
  • в соцсетях.

Но все они работают по одному принципу: пользователь видит вовлекающее описание → отвечает на вопросы → оставляет почту, чтобы получить результат.

Квизы в email-маркетинге: в чём плюсы

Можно подумать, что квиз — это всего лишь один из способов узнать почту клиента. И что он просто разбавляет форму сбора контактов, делает её интереснее.

Это так, но у квиза есть ещё несколько преимуществ:

  • Цепляет внимание и вовлекает. Мимо квиза с интригующим описанием и темой, которая попадает точно в цель, сложно пройти. Люди любят развлекаться и узнавать о себе новое. А когда это происходит в лёгком формате — интерес только растёт.
  • Генерирует больше контактов, чем обычная форма. Люди обычно не чувствуют ценности в том, что получают просто так. Чек-лист на сайте воспринимается обыденно. А вот когда нужно потратить время и подумать в квизе над ответами, тот же чек-лист кажется более ценным. Если внутри будут персональные рекомендации — тем более.
  • Сближает с клиентом. Непринуждённый интерактивный формат викторины настраивает на одну волну с брендом. Компания кажется более дружелюбной и современной, с ней хочется общаться дальше. 
  • Вирусится. Темы для квиза сами по себе могут быть неординарными: какой вы блин, кто вы из Смешариков — и поэтому результатом хочется поделиться. Но также квиз часто помогает клиенту узнать что-то важное о себе или проверить силы, а это тоже хочется показать друзьям. В результате квиз распространяется сам по себе.
  • Помогает узнать о клиентах больше. Вопросы квиза — это огромное поле для исследования аудитории. Их специально можно формулировать так, чтобы узнать о потенциальном клиенте больше. Например, не просто какой у тебя любимый предмет в школе, а по какому предмету ты сдаёшь экзамен. Полученная информация поможет сформулировать более чёткие офферы, сегментировать аудиторию, изменить линейку продуктов.

А ещё сделать квиз достаточно легко, даже если раньше вы никогда этим не занимались. Понадобится конструктор квизов, сервис рассылок и немного времени.

Инструкция: как создать квиз для сбора контактов за 6 шагов

Шаг 1. Определите бизнес-цель 

Глобально цель квиза — собрать базу контактов. Но чем чётче вы сформулируете цель, тем проще будет оценивать результаты и выстраивать вопросы квиза.

Можно добавить второстепенные цели. Например:

  • Собрать имена пользователей, чтобы персонализировать письма.
  • Узнать в одном из вопросов пол клиента, чтобы сегментировать аудиторию.
  • Протестировать, куда пользователи хотят получать результаты чаще: на почту или в Telegram.

В результате у вас получится конкретный ответ на вопрос: какую пользу квиз принесёт бизнесу. 

Шаг 2. Сформулируйте оффер

Чтобы выбрать идеальный оффер, подойдите к этому со стороны клиента. Попробуйте ответить на вопрос: какую пользу клиент получит от квиза.

Например: 

  • Поймёт, какой курс ему подходит.
  • Узнает стоимость интересной ему услуги.
  • Увидит, что для его ситуации есть несколько подходящих товаров.

При этом отталкивайтесь от болей, ожиданий и запросов своей аудитории — проанализируйте информацию о клиентах. Мы подробнее писали об этом в статьях:

Как составить портрет клиента

Как собирать данные пользователей

Как работать с информацией о клиентах

Набросайте несколько офферов и тем, которые им соответствуют. 

Если клиент увидит что-то ценное для себя, у него появится интерес к продукту. И он с большей вероятностью станет читать ваши письма, а не отправит их в спам сразу после получения результатов.

Шаг 3. Набросайте сценарий квиза

Этот обобщающий шаг, который очень поможет дальше. Соберите всю фактуру, которая у вас есть, и прикиньте:

  • Сколько вопросов будет в викторине.
  • О чём будут эти вопросы.
  • Что лучше вынести в описание квиза.
  • Какие бонусы вы готовы дать за прохождение теста.

Здесь можно вдохновиться примерами других компаний, посоветоваться с коллегами и набросать много вариантов, даже необычных. В следующих шагах вы выберете из этого главное.

Шаг 4. Создайте квиз в конструкторе

Самый быстрый способ собрать квиз — использовать конструктор. 

Для первого раза можно взять бесплатный конструктор квизов для сайта или его пробную версию. Плюс этого инструмента — интуитивно понятный интерфейс, который проводит по всем этапам: от оформления стартовой страницы до настройки интеграций.

Порядок действий будет зависеть от самого конструктора — следуйте ему. Но при этом держите в голове главное — польза для клиента: человек должен хорошо понимать, ради чего проходит квиз. И не забывайте формулировать вопросы так, чтобы они и вам принесли нужную информацию о пользователе.

Кстати, в конце квиза можно поступить так:

  • Показать результаты квиза на сайте, а бонусы прислать на почту.
  • Прислать и результат, и бонусы на почту.
  • Прислать на почту только результат.

Здесь отталкивайтесь от продукта. Если сам по себе результат достаточно ценный, например, персональный расчёт стоимости или подбор услуги, можно обойтись только им. А если это что-то более развлекательное, например ответ на вопрос какая вы булочка, можно добавить скидку на выпечку. В идеале протестировать все комбинации результата-бонуса и выбрать подходящую.

Шаг 5. Настройте интеграцию с сервисом рассылок

В большинстве конструкторов квизов можно настроить интеграцию с сервисом рассылок, через который вы обычно отправляете письма. Так адреса подписчиков будут поступать прямо в сервис и пополнять базу подписчиков.

Для этого после создания и настройки квиза перейдите в интерфейсе конструктора в меню интеграции и выберите нужный сервис рассылок. Также интеграцию можно настроить через код. 

А ещё можно добавить интеграции с сервисами аналитики, чтобы получить от квиза максимум.

Шаг 6. Опубликуйте квиз

После того как все интеграции подключены — проверьте, как отображается квиз. Если всё хорошо, опубликуйте его и ждите первых результатов.

Как привлечь через квиз больше подписчиков

Квиз — это формат, в котором важна динамика. Клиент хочет получить результат быстро, и всё должно на это работать. Вот несколько советов, которые помогут.

Сделайте описание коротким

Задача описания — вызвать сильный интерес. Не перегружайте этот блок. Достаточно короткого заголовка с сутью оффера и 2-3 предложений, которые этот оффер раскрывают. 

Чтобы усилить предложение, можно сказать: 

  • сколько минут займёт квиз;
  • что это бесплатно;
  • какие бонусы получит пользователь.

Предложите ценный бонус

Как мы уже упоминали, бонус зависит от специфики компании, и его вообще может не быть. Но мы всё же рекомендуем его использовать. 

Примеры бонуса:

  • промокод на скидку, 
  • баллы на первую покупку,
  • доступ к вебинару или курсу,
  • бесплатная пробная версия продукта,
  • специальное предложение,
  • полезная информация, которая дополнит результат: гайд, чек-лист, книга.

Ключевое — формулировать конкретно.

Ещё лучше — предложить сразу два бонуса или позволить клиенту выбрать тот, что ему нравится больше.

Используйте минимум вопросов

Оптимальное количество вопросов для маркетингового квиза — от 3 до 10. Как правило, чем более срочный и серьёзный запрос у клиента, тем их меньше. 

При этом старайтесь формулировать и вопросы, и ответы максимально коротко. Важно, чтобы пользователь за несколько секунд считал смысл и просто нажал подходящую кнопку. 

А если к вопросам всё же нужны пояснения, их лучше дать после того, как человек ответит.

Нетология формулирует вопросы и ответы коротко. А после того, как подписчик ответил, показывает небольшое пояснение
Нетология формулирует вопросы и ответы коротко. А после того, как подписчик ответил, показывает небольшое пояснение

Показывайте, сколько осталось

Упомянуть на стартовой странице, что квиз займёт 5 минут — хорошо. Но ещё лучше — добавить прогресс-бар и в саму викторину. Так пользователь всегда будет видеть, сколько вопросов осталось, и с большей вероятностью закончит квиз.

Вставляйте иллюстрации

Иллюстрации делают квиз проще для восприятия, задают настроение и дополняют содержание. Это могут быть картинки, фото, мемы, видео — всё, что подходит по смыслу.

Но если к какому-то вопросу сложно подобрать иллюстрацию, лучше вообще от неё отказаться, чем, например, использовать картинку со стока.

Добавьте возможность вернуться 

Всегда что-то может пойти не так. Подписчик может случайно нажать не на тот ответ или ответить слишком быстро, а потом передумать. Поэтому добавьте возможность вернуться к предыдущему вопросу.

Так клиент не бросит квиз, потому что случилась ошибка, а просто проголосует по-другому и продолжит викторину. 

Art Estate позволяет вернуться к прошлому ответу
Art Estate позволяет вернуться к прошлому ответу

Позвольте поделиться квизом

Даже если у вашего квиза вполне обыденная, а не вирусная тема, всё равно позвольте подписчику поделиться результатами или самой викториной. 

Просто добавьте значки соцсетей на заключительную страницу, достаточно 3-5.

EGOISTE добавляет сразу четыре соцсети, где пользователь может поделиться результатом
EGOISTE добавляет сразу четыре соцсети, где пользователь может поделиться результатом

Протестируйте двухшаговую форму

Если вы решили собирать через квиз не только почту, а ещё какие-то данные — используйте двухшаговую форму. Например:

  • на первом шаге попросите почту;
  • на втором узнайте телефон и имя подписчика.

Так пользователь не растеряется от количества полей и постепенно заполнит все. И даже если нет, вы уже получите один контакт.

Продумайте, как работать с подписчиком дальше

Отправите вы после квиза письмо сразу или через несколько дней? В какой сегмент попадёт новый подписчик? Получит ли он приветственную серию

В идеале ответить на эти вопросы ещё до составления викторины и постараться органично встроить её в путь клиента. Потому что получить контакт — самое простое, куда важнее его удержать. 

И помните, что в форме ввода почты должна быть плашка, где пользователь согласится на обработку персональных данных и на получение рассылок. Например, это может быть чек-бокс, куда пользователь поставит галочку.

И всё же, несмотря на все усилия, пользователь может бросить викторину. Поэтому обязательно сделайте так, чтобы результаты брошенных квизов сохранялись. Они также помогут узнать о потенциальном клиенте больше.

Квизы для рассылки: главное 

Квиз — это не просто способ получить email пользователя. Квиз помогает стать ближе к потенциальным клиентам, вызвать у них интерес к компании, подсветить потребность в её товарах или услугах. И даже если клиент не оставит в квизе электронную почту, он уже узнает о компании и сможет обратиться к ней в будущем.

Но чтобы подписчик всё же поделился в квизе контактом, используйте этот чек-лист.

Над статьёй работали:
Похожие статьи
Как собрать базу подписчиков из социальных сетей
Как правильно чистить базу клиентов в email-рассылке
Присоединяйтесь к нам в соцсетях