18.06.2024
7 минут

Кейс ВкусВилла‎: как сегментировать подписчиков и тратить на рассылки в 3 раза меньше

Про ВкусВилл

ВкусВилл — бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной доставки. Основан в Москве в 2012 году. Ранее работал под брендом «Избёнка». 

В 2024 году открыты 1600+ магазинов и 150+ дарксторов в 160 городах России. Есть мобильное приложение и интернет-магазин.

Трудности ВкусВилла

В январе 2021 года ВкусВилл начал развивать направление email-маркетинга. Для этого обратился в Sendsay, нанял команду из email-маркетолога и специалиста по контенту.

Вот так выглядели первые письма от ВкусВилла

В первые два года рассылки отправляли всей в базе. Подписчиков сегментировали, например, по лайфстайлу или истории покупок. Но не учитывали, открывали ли они предыдущие письма.

Также была большая проблема с пополнением базы. Старые подписчики постепенно выгорали, а приток новых не был налажен. 

И когда в январе 2023 года во ВкусВилл пришёл новый email-маркетолог Кирилл Боканов, проблема встала особенно остро:

  • Главный источник подписчиков — мобильное приложение — не был соединён со списком для рассылки. Этим пользователям просто отправляли на чеки на почту. 
  • Другая часть адресов попадала в базу в ручном режиме при регистрации на сайте или из коллабораций с партнёрами. Эти подписчики не давали явного согласия на получение рассылок. Но каждому такому покупателю ВкусВилл‎ отправлял письмо, где спрашивал, готов ли человек получать сообщения. И только потом запускал рассылки по согласившимся. 
  • Единственной автоматической точкой, через которую компания собирала адреса для рассылки, была страница подписки и футер на сайте
А так ВкусВилл приглашал подписаться на рассылку
А так ВкусВилл приглашал подписаться на рассылку

Но этого критически не хватало, чтобы сохранять баланс между пополнением базы и оттоком подписчиков в базе.

Около 4000 человек в месяц просто отписываются от рассылок — это нормальный отток. Но есть более опасный тип оттока — непроизвольный, когда человек просто перестаёт читать письма, а это уже 10–20 тысяч человек в месяц. Чтобы перекрыть этот отток, нужно было настроить автоматическое пополнение базы из мобильного приложения. А также — настроить хотя бы базовую реактивацию, чтобы попытаться вернуть этих неактивных подписчиков

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла

Ещё одна проблема ‎ВкусВилла — было непонятно, приносит ли email-маркетинг прибыль. Чтобы оценить эффективность рассылок, ВкусВилл использовал базовую email-аналитику в Sendsay. Но этого было недостаточно.

Так выглядела аналитика до плотной работы с рассылками
Так выглядела аналитика до плотной работы с рассылками
Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Поэтому перед Sendsay и ‎ВкусВиллом встали такие задачи:

  • Улучшить качество подписной базы и расширить её.
  • Настроить понятную аналитику.

И вот что мы сделали 👇

Сегментировали подписчиков по активности

Чтобы присылать письма только тем, кому это интересно и экономить на рассылках, ВкусВилл настроил через Sendsay сегментацию по активности. Получилось три сегмента:

  • Активные — были получателями за последние 45 дней и открывали письма.
  • Спящие — перешли из активных и были получателями за последние 45 дней, но ни разу не открывали письма.
  • Неактивные — перешли из спящих и были получателями за последние 45 дней, но ни разу не открывали письма.
По активным и спящим подписчикам ВкусВилл стал отправлять регулярную рассылку. Это большое письмо, которое приходит один раз в неделю, и для разных групп подписчиков оно разное.

На создание одного такого письма уходит около 5 дней. За наполнение отвечает специалист по контенту — Полина, согласовывает — email-маркетолог Кирилл. Дизайном рассылок занимается команда из трёх специалистов, а вёрстку ВкусВилл делегировал EMAILMATRIX.

Так выглядят письма для активных и спящих подписчиков

По неактивным подписчикам ВкусВилл‎ стал запускать реактивационную рассылку. Такое письмо, как правило, меньше и в них может быть подборка последних интересных писем.

Для реактивации ВкусВилл тестировал в Sendsay отправку по времени. В результате компания нашла идеальный вариант — отправлять рассылку в 13:00, в среду. В обеденное время больше вероятность, что человек отвлечётся на контент.

А это пример письма для неактивных подписчиков
А это пример письма для неактивных подписчиков

Добавили тематическую подписку и связали её с CDP ‎ВкусВилла

Чтобы сделать сегментацию точнее, а контент — релевантнее, ВкусВилл настроили тематическую подписку. Теперь каждый новый читатель может выбрать на странице подписки любимые рубрики. 

Всего шесть рубрик: можно подписаться на любое количество
Всего шесть рубрик: можно подписаться на любое количество

Потом информация о том, на какие рубрики подписался пользователь, поступают в анкету подписчика в Sendsay. 

Эту информацию о любимых темах ВкусВилл объединил с данными из своей CDP (платформы клиентских данных). Там хранится информация о покупках и поведении пользователей. Также есть сегментация в нескольких срезах — например, rfm, lifecycle, lifestyle, тип покупки.

Теперь создание рассылок у ВкусВилла выглядит так:

  • Сначала компания отвечает на вопросы: какая будет тема, что нужно донести покупателю и как это сделать. 
  • Под эти задачи ВкусВилл формирует сегменты получателей. Есть база рассылок, которая хранится в Sendsay и включает в себя активных и спящих подписчиков. Её компания сопоставляет с данными карт лояльности и применяет фильтры. Например: ЗОЖ-покупатели, родители с детьми, экологичные покупатели и т. д. 
  • Получаются когорты, которые ВкусВилл загружает обратно в Sendsay и отправляет им соответствующие письма. Например, читатель выбрал подписку на рубрику ЗОЖ, по lifestyle он числится вегетарианцем, а по lifecycle — растущим. Тогда ВкусВилл может отправить ему письмо, в котором будет скидка на веганские продукты. Аналогично любители готовить получат письмо с рецептами, амбассадоры бренда — письмо с закулисным репортажем.
  • Оставшимся подписчикам, которые не попали под фильтры предыдущих когорт, ВкусВилл отправляет общее письмо.

С помощью рубрикатора на странице подписки мы точнее подбираем релевантный для покупателя контент. Так мы стимулируем его покупательскую активность в моменте и влияем на лояльность в будущем

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла

ВкусВилл старается нативно интегрировать в рассылки товары, которые покупатель и так приобретает + те, которые ещё не покупал, чтобы тестировать гипотезы.

Например, email-маркетолог ВкусВилла любит шашлыки и промокоды, поэтому недавно ему пришло такое письмо
Например, email-маркетолог ВкусВилла любит шашлыки и промокоды, поэтому недавно ему пришло такое письмо
При этом ВкусВилл делает так, чтобы тема письма тоже отражала интересы аудитории
При этом ВкусВилл делает так, чтобы тема письма тоже отражала интересы аудитории

Разобрались с аналитикой

С помощью Sendsay ВкусВилл настроил два уровня аналитики:

  • Обратная связь подписчиков

В подвал письма ВкусВилл добавил необычную шкалу, чтобы читатель мог оценить письмо.

Мне захотелось создать коннект с читателями, чтобы они оставляли обратную связь. А это проще всего делать через оценку. Звёздочки или цифры — скучно, нужно было что-то продуктовое. Я решила использовать в брокколи. Сначала думала, что будем всегда так оценивать, но кто-то написал, что письмо супер, но брокколи терпеть не может. Так появилась идея менять оценку под каждое письмо

caption
Полина Сумина
специалист по контенту в электронных рассылках ВкусВилла
Одно из последних писем было про клубнику, поэтому ВкусВилл предлагал оценить сообщение вот так
Одно из последних писем было про клубнику, поэтому ВкусВилл предлагал оценить сообщение вот так

Во многих письмах в топе кликов — оценка письма. Это означает, что наши рассылки часто дочитывают до конца

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла
После оценки читатель попадает на страницу, где может рассказать, о чём ещё ему хотелось бы читать, и задать вопросы
После оценки читатель попадает на страницу, где может рассказать, о чём ещё ему хотелось бы читать, и задать вопросы

На этой странице оставляют комментарии около 1% от получателей — а это примерно 60–80 писем обратной связи на один выпуск. Это помогает без особых усилий получать ценную обратную связь и улучшать контент новых писем.

  • Аналитика Sendsay

Через сутки после запуска рассылки ВкусВилл смотрит в личном кабинете Sendsay аналитику по прошедшей кампании. По результатам недели Кирилл выгружает аналитику из личного кабинета Sendsay в свою excel-таблицу через API.

Вот так выглядит эта таблица
Вот так выглядит эта таблица
  • Аналитика ‎ВкусВилла

Есть ещё третий уровень аналитики, который ВкусВилл реализовал сам — это методика ЦА/КГ — Целевая Аудитория 90%, Контрольная Группа 10%. 

Этот уровень зашит внутри CDP ‎ВкусВилла и помогает отследить бизнес-эффективность рассылки. Методика работает так:

  • Целевая Аудитория — получает рассылки на неделе.
  • Контрольная Группа — не получает рассылки на неделе.

Контрольную группу мы выбираем рандомно каждый месяц. Иногда люди из КГ замечают, что не получили письмо, и спрашивают почему. Мы говорим про тест — и они спокойно к этому относятся

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла

После отправки писем по ЦА ВкусВилл сравнивает показатели и смотрит на инкремент. Эта метрика показывает, сколько дополнительной выручки компания получила, отправив это письмо.

Инкремент ВкусВилл измеряет в краткосрочной перспективе. Простыми словами, компания видит, что если бы не отправила это письмо сегодня, то через два дня не получила бы миллион рублей.

Результаты работы с Sendsay

  • Увеличили минимальный OR до 25%.

До сегментации по читательской активности наш OR был в районе 13–15%. После внедрения сегментации по активности OR не опускался ниже 25%

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла
  • Уменьшили затраты на рассылки в 3 раза.

Раньше мы отправляли письма на 1 млн подписчиков, а активных из них было 300 тысяч. Получалось 3–4 миллиона писем в месяц.

Сейчас активных подписчиков у нас по-прежнему 250–300 тысяч, но мы отправляем около 1 млн писем в месяц. То есть не беспокоим тех, кому рассылки больше неинтересны, и экономим на отправках

caption
Кирилл Боканов
email-маркетолог ВкусВилла

Теперь в планах ВкусВилла — расширить интеграцию между in-house CDP и Sendsay.

Что понравилось в работе с Sendsay: мнение ВкусВилл‎а 

  • Удобное А/B-тестирование. Чаще всего ВкусВилл тестирует заголовок и предзаголовок. Реже — контент писем.
  • Гибкие условия для настройки сегментов. В том числе можно создавать свои кастомные. 
  • Богатый API, который позволяет использовать все возможности Sendsay без ограничений.
  • Быстрая поддержка. Бо́льшую часть вопросов Sendsay помогает решить за 15–30 минут.
Вам понравилась статья?
Похожие статьи
Кейс Onpeak и Sendsay: как создать автоматизированную рассылку для образовательного курса
+85% к количеству заказов: как интернет-магазин продуктов запустил email-маркетинг
Как Sendsay построил удобную платформу для 300+ CRM-менеджеров Актиона
Присоединяйтесь к нам в соцсетях