26.02.2024
7 минут

Эффективность рассылок: на какие метрики стоит обращать внимание в первую очередь

Чтобы рассылки приносили максимальную пользу, нужно оценивать их эффективность. В статье рассмотрим ключевые показатели, а также разберём специфичные метрики эффективности разных каналов: SMS-рассылок, почты, ВКонтакте, Telegram и push-уведомлений.

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Универсальные показатели эффективности рассылок

Маркетологи оценивают рассылки по стандартным метрикам — как много людей открыли письма, сколько из них кликали по ссылкам и совершали целевые действия и так далее. Но ещё есть бизнесовые метрики, которые позволяют оценивать эффективность канала в целом — как хорошо конвертируются подписчики в покупателей, сколько стоят лиды, окупаются ли вложения и так далее. 

Коротко разберем ключевые метрики с точки зрения маркетинга и бизнеса.

Маркетинговые показатели рассылки

Маркетологи понимают, что каждое письмо может повлиять на KPI и эффективность канала в целом. Поэтому им важно, насколько чиста база, как часто люди кликают по ссылкам и как ведут себя после перехода. То есть оценивают эффективность рассылки в частности, чтобы выжать максимум из каждого контакта с аудиторией. 

Поэтому они смотрят на три ключевые метрики, которые показывают эффективность писем: 

  • OR или Open Rate – какой процент людей из списка получателей открыли рассылку
  • CTR или Click-through Rate – какой процент из тех, кто получил письма, кликали по ссылкам в нем
  • CR или Conversion Rate – какой процент людей совершили целевое действие из тех, кто получил / открыл / кликал

Также есть еще три метрики, за которыми тоже важно следить:

  • DR или Delivery Rate – какой процент людей из списка получили письмо
  • UR или Unsubscribe Rate – какой процент людей, которым доставлено письмо, отписались от рассылки
  • CPA или Cost per Action – стоимость целевого действия (продажи, переходы, подписки и прочего)

Анализируя результаты рассылки, нужно смотреть на метрики комплексно и понимать их влияние на конечный результат. Например, не стоит зацикливаться на хорошей кликабельности — это не показатель качественной рассылки. Важнее, чтобы эти клики не были пустыми. А чтобы это понять, нужно смотреть на конверсию и конечную цену целевого действия.

caption
Федотова Марианна
контент-маркетолог

Бизнесовые показатели рассылки

Владельцам бизнеса важно, насколько рассылки хороши, как канал продаж и инструмент брендинга. Поэтому они оценивают эффективность по-другому — сколько приходит клиентов, как часто они покупают и так далее.

  • CPO или Cost per Order – стоимость заказа
  • CAC или Customer Acquisition Cost – стоимость привлеченного клиента
  • LTV или Lifetime Value – пожизненная ценность клиента
  • ROMI или Return on Marketing Investment – окупаемость инвестиций в маркетинг

Обратите внимание — формул по расчету LTV достаточно много, потому что всё сильно зависит от ниши и целей анализа. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Что такое LTV и как посчитать пожизненную ценность клиента». 

Бизнесовые метрики лучше оценивать на дистанции, учитывая ситуацию в каналах коммуникации. В идеале, должно быть так: чем дольше работает канал, тем ниже стоимость заказа и привлеченного клиента. Но опять же — если недавно был большой приток новой аудитории, то показатели полезут вверх и будут снижаться постепенно, по мере роста лояльности этой аудитории.

caption
Федотова Марианна
контент-маркетолог

Специфика оценки эффективности рассылки в разных каналах 

У всех каналов коммуникации есть особенности, которые зависят от особенностей их работы. 

Например, почта — это многофункциональный канал, который позволяет собирать много информации о пользователе и его поведении. Поэтому у email много метрик эффективности. И наоборот — Web Push очень ограничен в возможностях, поэтому у него мало данных для оценки эффективности.

Показатели email-рассылки

Почтовые провайдеры заботятся о своих клиентах, поэтому пристально следят за теми, кто делает массовые рассылки. Из-за этого у почты есть специфические метрики, за которыми важно следить:

  • SCR или Spam Complaint Rate — какой процент людей, которым доставлено письмо, пожаловались на спам
  • BR или Bounce Rate — какой процент отправленных писем не дошел из-за технических особенностей ящика получателя
  • Sender Reputation — репутация отправителя, рассчитывается почтовыми провайдерами. Посмотреть можно в постмастерах Gmail или Mail.ru

Важно помнить, что у первых двух показателей есть оптимальный и, соответственно, неоптимальный процент метрики. Например, ошибки доставки больше 5 % могут быть критичны, так как могут значить, что база подписчиков устарела или была куплена.

caption
Наталия Пиганова
CRM-маркетолог

Также у почты есть дополнительная метрика эффективности email-рассылки — CTOR или Click-to-Open Rate. Она считается более корректной, чем обычный CTR. Отличие CTOR в том, что она рассчитывает кликабельность по отношению к открытым письмам, а CTR — к доставленным. 

За счёт этого можно получить более точные данные: важнее, сколько людей кликнули по ссылкам, которые они увидели, нежели действия людей, которые даже не открывали его. Главный плюс CTOR — он указывает на качество письма: контент, сегментация, актуальность офера и верстка письма.

Еще есть аналогичная метрика UTOR, которая считает процент отписок не от доставленных писем, а от открытых. 

Мессенджер Телеграм

В мессенджере рассылки отправляются через телеграм-бот, который не собирает данные о подписчиках и их действиях. Поэтому анализировать рассылку сложно — нет показателей открываемости и доставляемости, из-за этого нельзя корректно посчитать коэффициент кликабельности, так как он опирается на OR и DR. 

Из доступных метрик — клики по ссылкам. Это позволяет рассчитать конверсию из количества отправленных писем к количеству кликов. А дальше конверсию в нужное действие. 

Соцсеть ВКонтакте

У ВКонтакте тоже есть рассылки, которые отправляются от имени сообщества. Для этого используют специальные приложения, позволяющие получить согласие на рассылку. Пользователи не обезличены, поэтому статистики больше — есть CTOR и UTOR, которые используют для измерения эффективности email-рассылок.

Если отправлять ВК-рассылки через Sendsay, будут доступны следующие метрики: 

SMS-рассылки

В этом канале тоже нет подробной статистики из-за ограничений формата, поэтому сложно оценивать эффективность SMS-рассылок. Можно посмотреть только доставляемость, переходы и подсчитать на их основе конверсию, а также оценить бизнесовые показатели. 

При расчете бизнесовых показателей важно помнить, что SMS — это платный канал, и каждое сообщение стоит денег. Поэтому к расходам на зарплаты и пользование сервисами рассылок нужно обязательно прибавлять затраты на их отправку. 

Читать также: Полный гайд по запуску эффективной SMS-рассылки от Sendsay 

Web Push уведомления 

Этот формат обезличен, поэтому нельзя посмотреть открываемость уведомлений. Но можно узнать доставляемость и переходы. Отсюда уже считать конверсию и бизнес-показатели.

Мобильные push-уведомления

В отличие от Web Push, у мобильных уведомлений много информации о пользователях из приложения. Поэтому анализировать эффективность таких рассылок проще.

Помимо универсальных метрик можно смотреть еще на другие показатели:

  • Операционная система — какой процент людей, подписавшихся на уведомления, используют iOS, какой — Android и так далее
  • Отказ от уведомлений — какой процент пользователей приложения отказывается получать рассылку
  • Скорость подписки — какой процент людей, установивших приложение, дал согласие на получение push-уведомлений 

Последние две метрики нужно анализировать с учётом первой. Это связано с тем, что у пользователей Android push-уведомления от приложения включаются автоматически. А в системе iOS при первом запуске приложения система спрашивает у пользователя, хочет ли он получать уведомления. Из-за этого подписчиков на iOS всегда меньше, чем на Android или других операционных системах. 

Читать также: Как выбрать сервис для рассылки мобильных и Web Push уведомлений 

Что может влиять на показатели эффективности

Факторов достаточно много от дизайна письма и оффера до событий в стране и мире. В этом разделе разберем факторы, которые чаще всего зависят от действий маркетолога. 

Сегментация аудитории. Чем более точно вы сегментируете базу контактов, тем лучше будет работать рассылка. Уделите время исследованию целевой аудитории и созданию разных сегментов, чтобы рассылки были релевантными и интересными для каждого получателя. Это особенно важно для улучшения эффективность email-рассылки, так как у нее много возможностей сегментации.

Качество контента. Рассылки должны быть полезными и интересными для аудитории, чтобы росла открываемость, кликабельность и конверсия в целевое действие. Обращайте внимание на качество текста, дизайна и офферов, которые используете в письмах.

Правильный тайминг. Момент отправки рассылок может сильно влиять на их успешность. Рассчитать время можно самостоятельно, но проще воспользоваться готовыми решениями. Например, Sendsay автоматически анализирует, когда подписчики чаще всего открывают письма, и может запланировать рассылку на это время.

Попробовать Sendsay → 

Адаптивная верстка. Люди читают письма с разных устройств и почтовых клиентов, поэтому важно использовать адаптивную верстку, чтобы письмо одинаково хорошо выглядело как со смартфона, так и с десктопа.

Объем рассылок. Частота и объем рассылок влияют на эффективность канала: слишком частые рассылки могут раздражать и приводить к отписке, в то время как слишком редкие рассылки могут заставить получателей забыть о вас. 

Качество базы подписчиков. Качество базы напрямую влияет на все показатели. Если в списке много заброшенных аккаунтов или подписчиков, которые давно перестали реагировать на рассылки, то эффективность рассылки будет низкой. Поэтому важно постоянно отслеживать качество базы и чистить ее время от времени.

Тестирование подходов. Не забывайте проводить A/B-тесты и анализировать результаты ваших рассылок. Это поможет определить наиболее эффективные стратегии, формат тем, содержания писем и офферов, и усилить рассылку.

Эффективность рассылок определяется совокупностью показателей. Маркетинговые метрики нужно отслеживать постоянно — открываемость писем, клики и конверсии, а также проверять отписки и жалобы на спам, если есть такая возможность. Бизнесовые реже — раз в несколько недель или месяцев нужно смотреть на стоимость продажи и привлеченного клиента, окупаемость вложений. 

Анализ и оптимизация этих показателей поможет повысить эффективность рассылок и достичь максимальных результатов. Подробнее об этом можно почитать в нашей статье: «Как оценить эффективность email-рассылок – гайд по статистике и аналитике». 

Над статьёй работали:
Похожие статьи
Как анализировать статистику по email-рассылкам: основные нюансы
Присоединяйтесь к нам в соцсетях