В 2022 году российский бизнес столкнулся с крупными переменами, что вынудило онлайн-предпринимателей быстро перестраиваться и адаптироваться к новым реалиям.
Сложно уследить за всеми изменениями в сфере интернет-маркетинга, поэтому редакция eTXT подготовили небольшую обзорную статью о том, какие площадки для продвижения сегодня запрещены и куда стали массово переходить пользователи, какие новые сервисы перспективны и с какими инструментами, типами контента сегодня стоит работать маркетологам.
Какие каналы продвижения больше не работают
C 4 марта 2022 года в России перестал работать Facebook*, с 14 марта 2022 — Instagram*.
С 3 марта 2022 года компания Google перестала показывать рекламные объявления в своих системах, включая YouTube, Google Ads, Google Business.
С 6 марта 2022 года TikTok лишил пользователей из РФ возможности публиковать собственный контент, а через день — запускать рекламу. Недоступен просмотр новых публикаций, видны публикации, сделанные только до марта 22 года.
Подобные ограничения привели к ускоренной трансформации digital-среды
- Часть аудитории перешла из запрещенных ресурсов в доступные, за ней последовали бизнес и блогеры.
- Пользователи массово научились использовать инструменты для обхода блокировок. В то же время охват на запрещенных ресурсах даже с ними упал минимум в два раза.
- Ежедневная аудитория «ВКонтакте» составляет сегодня на 8,7 % больше, чем год назад. Каждый день в соцсеть заходят 50 млн пользователей.
- В первые две недели после блокировки запрещенных сегодня соцсетей пользователи Telegram стали просматривать контент на 20 % дольше. Количество подписчиков новостных каналов увеличилось на 4 млн пользователей. Трафик LiveJournal вырос на 3 млн. Количество уникальных посетителей выросло на 30 %.
- Объем контента в «Яндекс.Дзен» стремительно растет, однако компания не сообщает статистические данные.
Что ждет SMM
Из-за того, что некоторые соцсети заблокированы, трафик там заметно снизился. Поэтому топ социальных сетей за последнее время заметно изменился.
- «ВКонтакте». Ежедневно VK собирает 72 млн уникальных посетителей. Соцсеть предлагает массу инструментов для продвижения: истории, клипы, группы, товары и т. д. Также для маркетологов есть рекламный кабинет с большим количеством настроек таргетинга.
- «Яндекс.Дзен». Платформа основывается на двух форматах — текстовом контенте и видео. Недостаток для читателей — отключенная умная лента с рекомендациями, недостаток для авторов — новички сталкиваются с большими сложностями при продвижении канала.
- Telegram. Мессенджер с элементами соцсети не предоставляет условий для таргетинга, поскольку не собирает данные о пользователях. Аудитория Телеграма ожидает от каналов личного опыта экспертов и свежих актуальных новостей. Недостаток — обилие каналов и публикуемого контента вынуждает пользователей заносить каналы в архив или отключать уведомления.
Продолжают активно разрабатываться и дорабатываться новые соцсети и площадки. Например, существует TenChat — аналог LinkedIn для пользователей, занятых в сфере бизнеса. Приложение доступно для скачивания в онлайн-магазинах Google Play, App Gallery, App Store (на данный момент доступна старая версия, новая — находится на рассмотрении маркетплейса компании Apple).
Пользователи «Газпром-Медиа» разработал аналог TikTok — Yappy. А «Ярус» — это сервис, объединяющий в себе блоги, видеохостинг, ленту новостей и события, однако инструментов для публикации рекламы пока нет.
Что делать с контекстной рекламой
Аудитория контекстной рекламы заметно сократилась. Рекламодатели массово переходят в рекламные сети «Яндекса». Связано это все, конечно, с отключением Google Ads. Повышенная конкуренция в РСЯ способствует росту ставок и увеличению рекламных бюджетов.
Судьба SEO
Система Google предустановлена на всех устройствах с ОС Android. После запрета на контекстную рекламу поисковая выдача очистилась. Выросло количество переходов на сайты из органической выдачи.
Для продвижения в цифровой среде в 2023 году советуем обратить внимание на следующие маркетинговые инструменты:
- Персонализированный контент в формате викторин, тестов и опросов.
- Прямые эфиры, во время которых пользователи могут задать любые вопросы.
- Социально ответственный маркетинг, то есть наличие у бизнеса миссии, ориентированной на нужды общества.
- Комплексное изучение спроса потребителей и их отношения к продукции компании.
- Развитие спецпроектов, например обучающих ресурсов, тематических каналов на YouTube.
- Обращение к инфлюенсерам: положительные отзывы знаменитостей, известных блогеров влияют на количество продаж и репутацию компании.
- Выход на маркетплейсы, написание эффективных текстов для карточек товара.
О том, как запустить свой бренд на маркетплейсе, мы рассказывали в этой статье.
Актуальные тренды email-маркетинга
В 2023 году email-маркетинг ждут небольшие трансформации.
- Усиление персонализации. Важно не только обращаться к пользователю по имени, но и учитывать его пол, возраст, регион проживания, интересы и предпочтения. Без этого никуда. 72 % пользователей взаимодействуют только с персонализированными письмами. Если компания не уделяет времени персонализации, то отправленные письма с высокой степенью вероятности будут чаще попадать в «Спам», вырастет число отписок.
- Значение искусственного интеллекта в персонализации только растет. AI осуществляет сбор и обработку данных о пользователях, упрощая создание email-рассылок. Люди получают индивидуальные подборки рекомендуемых товаров в оптимальное для себя время, а бизнес — более подробный портрет клиентов, сегментацию.
- Акцент на интерактивных письмах, которые содержат встроенные опросники, видео, анимированные кнопки, карусели изображений, подборки новых товаров. При этом даже большие письма нужно делать компактными.
- 41 % пользователей открывают письма на мобильных устройствах, поэтому дизайн рассылки должен быть адаптивным.
- Бизнес должен активно использовать инструменты для автоматизации, например для отправки транзакционных или триггерных писем.
- Рекомендуется включать в рассылку элементы геймификации, что обязательно понравится пользователям. К таким элементам относятся интерактивные открытки, квесты, квизы, игры, викторины.
Изменения в продвижении сайтов
Бизнесу сегодня необходимо уделять повышенное внимание защите и безопасности сайтов, персональных данных. Важно вовремя оплачивать домен, покупать хостинг на российских серверах, своевременно подключать сертификаты безопасности, подбирать сложные пароли.
Важно предоставлять пользователю только свежую и актуальную информацию, следить за функциональностью мобильной версии сайта — все должно работать без нареканий.
Популярные форматы контента в 2023 году
Аудитории в соцсетях интересны полезные посты и подборки, привлекают внимание качественные фотографии, инфографика и прекрасно снятые видеоролики. В грядущем году будут популярны блоги (и наноблогинг), актуален и пользовательский контент. Маркетологам нужно приложить максимум усилий, чтобы создавать, размещать и продвигать успешные кейсы на собственных и сторонних ресурсах.
Важно, чтобы контент был экспертным, содержал достоверную информацию. Для этого копирайтеры должны активно пользоваться инструментами для фактчекинга, изучать информацию в профильных и научно-популярных СМИ вроде Forbs Russia и Т-Ж. Можно и нужно обращаться за консультацией к профильным независимым экспертам.
Требования к уникальности контента сохраняются. Проверять тексты на уникальность можно с помощью специальных бесплатных сервисов, например Антиплагиат eTXT.
Уход зарубежных брендов создает свободное пространство для развития российских компаний. Бизнесу и его команде важно сохранять спокойствие, учиться быстро перестраиваться и устанавливать контакт с аудиторией, чтобы устоять и усилить свои позиции.
* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в статье, признаны экстремистскими на территории Российской Федерации и запрещены.