23.01.2023
9 минут

2023: тренды digital-маркетинга на год вперед

Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Возможно, про большую часть того, что мы перечисляем в этой статье вы уже где-то слышали или читали. Со многими трендами мы живем уже не первый год и, вероятно, они останутся с нами еще надолго. Однако начало 2023-го — повод освежить все это в памяти и сверится с курсом: в нужную ли сторону вы идете.

Читайте нашу обзорную статью о том, чем живет и будет жить digital-маркетинг в ближайший год.

Омниканальность

В рамках этого материала мы называем омниканальность трендом, хотя, конечно, это уже мастхэв для бизнеса.

Вообще у компаний появляется запрос на объединение всех взаимодействий с клиентом в какую-то единую форму. В частности поэтому не только крупный, но средний и малый бизнес начинают переходить в CRM-системы. Становится очевидным, что сервисы, помогающие объединить разрозненные процессы, экономят не только время и ресурсы, но и деньги.

То же касается и коммуникации. Бизнес начинает понимать, что последовательное общение бренда с пользователями — более эффективно показывает себя в игре в долгую. Более того, сами пользователи ждут, что бренд будет видеть их как индивидуальную единицу и вести с ними осознанный и целостный диалог на всех платформах коммуникации.

Омниканальность предполагает, что один и тот же пользователь может присутствовать сразу в нескольких каналах: делать заказ через десктопную версию сайта, отслеживать его доставку через мобильную, читать сообщения о распродаже в SMS, а промокоды применять из email-рассылки.

Омниканальность — объединение всех каналов коммуникации клиента с компанией в единую систему с сохранением всей истории общения и покупок
Омниканальность — объединение всех каналов коммуникации клиента с компанией в единую систему с сохранением всей истории общения и покупок

Задача бренда в этом ключе — везде воспринимать его как одного и того же клиента. Не начинать с нуля, а продолжать коммуникацию. И это главное отличие омниканального подхода от многоканального: при последнем пользователь во время перехода на новый канал как бы становится новым пользователем — соответственно, и общение с ним ведется с этой позиции.

Хорошая новость в том, что мультиканальность довольно легко превращается в омниканальность — при желании и с помощью специального инструмента, который позволяет объединить сразу несколько каналов. Это может быть CRM-система или, например, CDP — платформа клиентских данных.

Использование CDP

К слову о CDP: этот инструмент позволяет получить единую базу, в которой будет храниться полная информация о ваших пользователях. Буквально: платформа клиентских данных.

Сравнение CDP, CRM И DMP
Сравнение CDP, CRM И DMP

Востребованность CDP-платформ растет, так как технология, которая лежит в их основе, позволяет не только аккумулировать, но и анализировать данные из всех возможных источников. За счет этого формируется целостное представление о каждом отдельном клиенте. И, как следствие, появляется возможность составлять более точные товарные рекомендации, вести персонализированную коммуникацию — и за счет этого увеличивать прибыль.

Мы не просто говорим о том, что это тренд — мы сами ему следуем. В 2023 году Sendsay превратится не просто в сервис рассылок, но в полноценную CDP-платформу.

Email-маркетинг

Примерно сколько существует email-маркетинг, существует и полемика вокруг того, жив он или мертв. 2022 год однозначно показал нам: он не просто жив, но и продолжает расти и развиваться.

В то время как происходили блокировки популярных соцсетей и бренды в растерянности пытались решить, где дальше вести коммуникацию со своими подписчиками — почта продолжала работать. Email-маркетинг в очередной раз показал, что он дает куда больше маневренности бренду: он не требует, чтобы все подписчики были зарегистрированы в одном домене — он просто связывает всех людей, у которых есть почта.

Глеб Кащеев, генеральный директор Sendsay:

«Email-маркетинг — отличный антикризисный инструмент: он дает быстрый и хороший результат при минимуме затрат. Так что в период любых турбулентностей, даже когда идет сокращение рекламного рынка в целом, число рассылок только увеличивается»

А почта есть практически у каждого второго пользователя на Земле. По данным исследовательской группы Radicti количество email-аккаунтов в мире достигло отметки в 4,258 млрд человек — это рост на 3 % в сравнении с 2021-м. И ожидается, что такой темп прироста пользователей сохранится, и к 2025 году число emai-аккаунтов достигнет отметки в 4,5 млрд.

В 2021 году медиахолдинг Rambler&Co проводил исследование, в рамках которого выяснил, сколько почтовых ящиков в среднем приходится на одного пользователя в России. Оказалось, что только 26 % опрошенных пользуется одним email. 33 % — двумя, 20 % — тремя, а у каждого десятого и вовсе больше пяти почтовых ящиков.

Так что люди не просто не перестали пользоваться электронной почтой — они даже заводят несколько аккаунтов под разные задачи. Кто-то создает отдельный ящик для получения маркетинговых предложений, а отдельный — для работы. Для чего пользователи используют сразу 5 email, можно только представить — вероятно, тоже для каких-то важных целей.

В России большинство банков используют для электронной рассылки сервис Sendsay — по итогам исследования «Технологический профиль сайта банка – популярные практики 2022», проведенного компанией Mplace и медиапроектом «Банковское обозрение».
Зарегистрируйтесь
И попробуйте Sendsay бесплатно

Исследований о том, сколько активных email-пользователей в России, не проводилось. Но можно предположить, что наши данные примерно коррелируют с мировыми. Почта все еще является одним из главных инструментов регистрации на разных сайтах — в том числе государственных. Поэтому ей активно пользуются и регулярно ее проверяют: по данным тех же Rambler&Co, 37 % пользователей заходят в нее несколько раз в день.

Воронка продаж, в которую входят email-рассылки
Воронка продаж, в которую входят email-рассылки

Интерактивный контент

В email, опросах, соцсетях, пуш-уведомлениях и даже при посещении сайта — люди в 2023 году ждут интерактива. Если быть честными, они и в 2022-м его ждали, и в 2021-м — и вообще этот запрос на креатив и интерактив у пользователей существует давно. И это важно учитывать в своей работе.

Под интерактивом мы подразумеваем: 

В общем все, что позволяет пользователю каким-то образом повзаимодействовать с вашим контентом, а не просто его прочитать. При этом необязательно всегда прибегать к каким-то сложным и дорогим механикам типа игр. Очевидно, что на регулярной основе делать такой контент не слишком костэффективно. Но любой элемент интерактива — то есть взаимодействия с пользователем — всегда работает в плюс.

Это даже может быть просто рубрика, основанная на комментариях или вопросах подписчиков. Такой прием использует в своих письмах, например, Simple Wine — мы вообще любим показывать письма этого магазина, потому что они грамотно используют тренды и делают цепляющие рассылки.

«Спрашивали — отвечаем» — постоянная рубрика магазина. Можно задать свой вопрос на сайте и как бы стать «героем» следующей рассылки. Это стимулирует и участвовать в рубрике, и ждать ее появления
«Спрашивали — отвечаем» — постоянная рубрика магазина. Можно задать свой вопрос на сайте и как бы стать «героем» следующей рассылки. Это стимулирует и участвовать в рубрике, и ждать ее появления

Более сложные механики требуют и более сложных креативных идей и инструментов — зато они также вызывают больше отклика и имеют большую пиарабельность и вирусный потенциал.

Чтобы реализовать ту же игру в соцсетях, нужно либо отдельное приложение, либо чат-бот, либо какая-то интересная механика, которая привлечет аудиторию. С email другая история, здесь есть два пути: либо переносить все сложные тесты, опросы и игры на отдельный лендинг, либо создавать AMP-рассылку.

Для тех, кто впервые видит эту аббревиатуру, расшифруем: AMP или accelerated mobile pages — это технология, которая позволяет превратить письмо в мини-сайт. За счет этого появляется возможность реализовать игру, тест или провести опрос или даже сделать заказ прямо в письме без перехода на сторонние лендинги. Это позволяет повысить вовлечение: люди охотнее принимают участие в активностях, когда не нужно переходить по ссылкам.

Искусственный интеллект и чат-боты

Искусственный интеллект и технологии с ним связанные — это уже и наше прошлое, и настоящее, и будущее. Пожалуй, не найдется такого человека, которого придется убеждать в том, что это тренд.

Что мы видим: чат-боты выходят на новый уровень, за счет ИИ они становятся все умнее и учатся разговаривать с клиентами более живо и персонализировано. 

Постепенно они берут на себя роль техподдержки — и эта тенденция только усилится за счет совершенствования алгоритмов. Они будут не только отвечать на стандартизированные и простые вопросы, но и помогать с выбором товара, оформлять доставку и т. д.

ИИ вообще захватывает все больше сфер: от автоматизации продаж и email-рассылок до создания контента. В Sendsay, например, тоже работает искусственный интеллект: он определяет лучшее время для доставки сообщения и помогает узнать, какой товар будет наиболее интересен пользователю. Все это — без участия человека, его алгоритмы автоматически проделывают эту работу для каждого получателя в базе. Он не спит, не устает, не ошибается. Попробуйте все возможности сервиса прямо сейчас в бесплатном тарифе на 200 подписчиков.

Пользовательский контент

Эпоха новой искренности диктует свои тренды: люди устали от выхолощенного контента и идеальных фотографий, они хотят видеть больше жизни. Поэтому на первый план здесь выходит UGC — или пользовательский контент.

Преимущество такого контента — в нативности. Все мы читаем отзывы перед тем как купить тот или иной товар: по сути это и есть UGC. Мы не доверяем мнению бренда, но доверяем мнению другого человека: 84% клиентов говорят, что верят публикациям других людей больше, чем рекламе. 

Что делать бренду с UGC? Искать, использовать, мотивировать пользователей его создавать — и снова использовать. 

Личные истории становятся отличными образцами UGC
Личные истории становятся отличными образцами UGC

Также можно «стилизовать» свой текущий контент или какую-то его часть таким образом, чтобы он напоминал пользовательский контент. Заявлять о том, что это UGC при этом не нужно — он просто должен создавать такое впечатление. 

Короткие видео

TikTok, кажется, навсегда изменил нашу жизнь: все теперь хотят смотреть видео. Reels, клипы VK, YouTube Shorts — все популярные соцсети и видеохостинги уже адаптировали свои сетки под «тиктоковский» формат.

Как можно использовать видео: 

  • для обучения, 
  • знакомства с продуктом, 
  • органического продвижения. 
Примеры обучающего короткого видео
Примеры обучающего короткого видео

Важно соблюдать баланс: если вы делаете образовательный контент, стараться укладывать в максимально короткие форматы (до минуты). Если же вы делаете развлекательный контент — стараться держать руку на пульсе. Следить за тем, что вирусится прямо сейчас — и повторять, пока в тренде.

Ориентация на удержание клиентов и лояльность

Еще один урок, который нам преподал 2022 год, можно выразить одной всем известной пословицей: старый друг лучше новых двух. Действительно, прошлый кризисный год ярко продемонстрировал, что удержание клиентов — это формула успешного бизнеса. Или по крайней мере функционирующего. 

В момент, когда заблокировали соцсети, в которых всех продвигались, когда стало невозможно использование привычных рекламных инструментов — стало понятно, что ставка на привлечение новых клиентов, чревата большими рисками. И лояльные и стабильные клиенты — это то единственное, что способно прокормить бизнес в этой новой реальность.

Ставка на удержание текущих клиентов и увеличение их лояльности — то, что безусловно ждет нас в 2023 году. 

Постскриптум

Список получился довольно объемным — мы понимаем, что сложно все и сразу удержать в голове. Поэтому мы дадим вам небольшой совет напоследок: начните с чего-то одного. Выберите то, что откликается вам больше всего, или то, в чем вы видите проблемную зону у себя сейчас: допустим, вы все еще используете мультканальный подход и страдаете от этого. И начните с этого: посвятите год омниканальности.

Не нужно внедрять все тренды одновременно — это задача не на двенадцать и даже не на двадцать четыре месяца. Действуйте последовательно и постепенно — а мы постараемся помочь вам на этом пути.

Ваш Sendsay

Над статьёй работали:
Похожие статьи
Визуальный редактор сценариев: как запустить цепочку писем
Рассылки для бизнеса: какие бывают и как дополняют воронку продаж
Присоединяйтесь к нам в соцсетях