Telegram-канал как площадка для маркетинга

Telegram-канал как площадка для маркетинга

Рассказываем, зачем нужен Telegram-канал, какие особенности есть у мессенджера и как через него продвигать свои продукты.

На фоне блокировки Instagram (площадка признана в РФ экстремистской) последние недели наблюдается большой приток пользователей в Telegram и «ВКонтакте». Пользователи «переезжают» на другие площадки, забирая с собой и свои подписки.

В первую неделю после блокировки время, которое россияне проводили в Instagram, сократилось в 3 раза, а количество регистраций «ВКонтакте» увеличилось на 42%. Также выросла и аудитория Telegram — мессенджер обошел WhatsApp и стал самым популярным в России.

Причина такого роста — недоверие сервисам Meta со стороны пользователей, миграция блогеров, новостных и развлекательных аккаунтов и их подписчиков. Так, накануне блокировки Instagram около 40 млн новых пользователей подписались на различные Telegram-каналы, опасаясь потерять связь с любимыми проектами и публичными личностями.

В первые дни такая миграция казалась позитивной, но быстро стало понятно, что подходы к контенту и к его просмотру в Telegram совершенно другие. Во-первых, здесь выше конкуренция за подписки. Принцип формирования «ленты» в мессенджере совсем другой: каналы перемешиваются с личными и рабочими чатами. В результате люди вынуждены ограничивать количество своих подписок — иначе они рискуют «утонуть» в уведомлениях. Во-вторых, требования к контенту и его оформлению в Telegram тоже специфические. И те каналы, которые не учитывают это в своей работе, рискуют довольно быстро потерять прибывшую аудиторию.

Особенности контента в Telegram

Для чего Telegram-канал

Чтобы понять, нужен ли вам Telegram-канал, стоит для начала немного познакомиться с особенностями площадки. Еще раз: это мессенджер, а значит здесь нет ленты новостей — ваша публикация или реклама не может «случайным» образом попасть в ленту потенциальных подписчиков. Подписки ради подписки тут тоже работают не слишком хорошо. Вы можете прорекламировать свой канал через другие популярные каналы, но в конечном счете пользователи все равно должны заинтересоваться вашим контентом.

Очень важный момент: если у вас нет материала, на основе которого можно делать информативный, интересный или развлекательный контент, лучше вовсе отказаться от Telegram. В противном случае все ваши усилия окажутся потрачены впустую.

Каждому бизнесу есть, о чем рассказать своим клиентам. Подумайте, чем вы могли быть интересны и транслируйте это в Telegram.
Каждому бизнесу есть, о чем рассказать своим клиентам. Подумайте, чем вы могли быть интересны и транслируйте это в Telegram.

Практически любому бизнесу есть о чем рассказать. Допустим, вы занимаетесь продажей натурального камня для столешниц, полов и барных стоек. Чем заинтересовать ваших подписчиков? Рассказывайте про разные виды камня, его износостойкость, капризность в уходе, происхождение. Делайте акцент на дизайне и делитесь с аудиторией идеями по использованию каменных столешниц в интерьере. Делайте подборки товаров, связывайте их с инфоповодами или с какими-то временными рамками. Например «Товары недели»; «Подборка столешниц по цвету». Пробуйте разные подходы и смотрите, что больше нравится вашей аудитории. О чем будет канал, зависит только от вас.

Добавьте реакции к постам. Их можно сравнить с «лайками» в других социальных сетях. В настройках канала можно определить, какие реакции могут ставить пользователи на пост. С помощью них можно отслеживать, нравится аудитории контент или нет. В конце некоторых постов попросите подписчиков ставить реакции — объясняйте это тем, что вы хотите понять, нравится им контент или нет.

«❤️ — если понравилась подборка.

😱 – если сделать другую.»

Пример использования реакций в Telegram-канале Sendsay
Пример использования реакций в Telegram-канале Sendsay

Перед началом постинга подумайте, о чем вы хотите рассказывать подписчикам, какую пользу планируете им приносить. Это очень важно, потому что без этого пункта не работают все остальные. Если вы сами не знаете, зачем пользователям на вас подписываться, чем вы способны их заинтересовать — ничего не получится.

Частота и время постинга

Опять же, важно помнить, что Telegram — это мессенджер. Любая публикация отображается у пользователей в виде сообщения. Если вы будете публиковать контент слишком часто, то подписчики устанут от обилия уведомлений и сообщений, которые следует прочитать.

В идеале контентную сетку нужно формировать так, чтобы в день у вас выходило не больше трех постов. Допустимо публиковать материалы и реже — раз в два-три дня. Но имейте в виду, что более разряженный постинг тоже может привести к оттоку аудитории. Люди подписываются ради более-менее регулярного контента Если вы не оправдываете их ожиданий, они от вас отпишутся.

Что касается времени постинга, здесь нет каких-то четких правил и периодов наибольших охватов. В какое бы время вы ни опубликовали свой пост, он дойдет до адресатов — каждый пользователь прочитает его в удобное для себя время. Тем не менее, мы советуем избегать слишком раннего или слишком позднего постинга — и то, и другое воспринимается подписчиками как нарушение личных границ. Самое «безопасное» время лежит в пределах рабочего дня. Вы можете начинать постинг через час-два после его начала и заканчивать через час-два после его окончания.

Каждый пользователь прочитает ваш пост в Telergam-канал в удобное для себя время
Каждый пользователь прочитает ваш пост в Telergam-канал в удобное для себя время

Чат-боты

Возможность установить чат-бот в свой канал и использовать его для упрощения работы, рассылок, игр и прочих активностей — большое преимущество Telegram.

Несмотря на то, что к ботам уже давно все привыкли, далеко не многие компании к ним прибегают — так что не стоит пренебрегать этим инструментом. Он поможет вам выделиться на фоне конкурентов и автоматизировать многие процессы.

Полезные боты в Telegram:

@ControllerBot — с его помощью можно форматировать посты, прикреплять изображения, настраивать отложенный постинг и даже смотреть статистику просмотров.

@LivegramBot – позволяет пользователям комментировать публикации.

@PollBot — здесь можно создавать опросы.

Главное преимущество ботов Telegram в том, что они бесплатные. Достаточно просто вбить адрес бота в поиске, написать и отправить /start — и все! Так что можно тестировать разные инструменты и эмпирическим путем выяснять, что для вас работает, а что — нет.

У образовательной платформы Skillbox есть отдельный бот, который уведомляет о бесплатных вебинарах и интенсивах, а еще отвечает на частые вопросы.
У образовательной платформы Skillbox есть отдельный бот, который уведомляет о бесплатных вебинарах и интенсивах, а еще отвечает на частые вопросы.

Если вы хотите делать автоматизированные рассылки в Telegram, вам тоже понадобится отдельный бот. Если у вас его нет, вбейте в поиске @BotFather. Это верифицированный ассистент, который умеет создавать других ботов и управлять ими. Запустите бота через команду /start и следуйте инструкции.

Когда бот создан, его нужно подключить к сервису рассылок — поэтому для начала выясните, предоставляет ли ваша площадка такую возможность. В Sendsay, например, бот подключается в два шага.

  1. Вы копируете токен для доступа к боту.
  2. Открываете раздел «Подписчики» в вашем аккаунте, переходите во вкладку Telegram и нажимаете «Подключить бота».

Готово! После того, как вы подключили бота к системе, можно заниматься рассылками в Telegram. Конечно, если вы предварительно уже собрали контактную базу и взяли согласие на подписку.

Тексты, стиль и оформление

Первое, с чего нужно начать — название, логотип и описание. Аудитория должна легко отличать ваш канал от других.

С неймингом все достаточно просто: чаще всего название канала совпадает с названием бренда. Но мы советуем вам также уточнять род деятельности компании. Зачем это надо: пользователь подписывается на канал мебельного магазина «Империя красоты», чтобы следить за выпусками новых коллекций. Но позже он забывает, кому принадлежит название — и когда канал выпускает очередной пост, пользователь отписывается от него. Это происходит, потому что пользователь не помнит, в чем польза его подписки. Поэтому лучше напомнить об этом прямо в названии: «”Империя красоты” мебельный бутик».

Что касается описания канала — с ним немного сложнее. Чтобы сделать его емким и эффективным, попробуйте ответить себе на три ключевых вопроса: кто вы, что вы тут делаете и почему на вас надо подписаться. На примере той же «Империи красоты» получается:

Мебельный бутик «Империя красоты»
Здесь мы публикуем наши новые коллекции, советы по оформлению интерьера и периодически даем скидки.

В описании канала обязательно транслируйте пользу для подписчиков. Если место позволяет, то добавьте туда контакты отдела поддержки клиентам или отдела маркетинга. Telegram-канала Sendsay выглядит вот так:

Название: Sendsay | полезный маркетинг. В описание мы написали все полезное, что будем постить для подписчиков.
Название: Sendsay | полезный маркетинг. В описание мы написали все полезное, что будем постить для подписчиков.

Когда вы определились с неймингом и описанием, можно переходить к дизайну. Первый и самый простой совет — сделайте так, чтобы ваш логотип был идеально подогнан под формат Telegram. В разных соцсетях разные требования к параметрам аватара, поэтому стоит обратить на это внимание.

В визуальном оформлении советуем придерживаться единого стиля — это же касается и текстов. Желательно, чтобы фильтры для фотографий, плашки, инфографики и схемы были выдержаны в одной цветовой гамме.

Стиль текстов тоже должен быть однообразным. Определитесь на самых начальных этапах с тон-оф-войс: как вы обращаетесь к подписчикам, какую роль на себя берете, какие шутки себе позволяете. Люди подписываются на бренд, но при этом хотят читать пользовательский контент — то есть более личный, уникальный и стилистически якрий. Поэтому очень важно продумать ваш голос — какой он и как он должен восприниматься аудиторией.

В описании Telegram-канала Н-Э-Н указано, что его ведет лично главред.
В описании Telegram-канала Н-Э-Н указано, что его ведет лично главред.

Как продвигать свой канал

Когда вы разобрались со всеми организационными моментами и позиционированием, следует переходить к продвижению. Telegram — это специфическая площадка и не все привычные инструменты здесь работают. Осенью прошлого года здесь появилась рекламная платформа. Требования по бюджету для платного продвижения в Telegram — необходимо иметь €2 млн: €1 млн на кампании и депозит в размере €1 млн. Тогда на рекламной платформе можно будет разместить свое объявление. Реклама будет максимально ненавязчивой и показываться только в публичных Telegram-каналах, на которые подписаны более 1000 человек. Ниже мы расскажем альтернативные способы продвижения канала.

Бесплатные способы

Начать стоит с самых простых способов — они же бесплатные.

  1. Взаимопиар. Попробуйте договориться с другими каналами об упоминаниях вашего канала или репосте вашего поста. Конечно, вы взамен прорекламируете их у себя. Это вполне рабочий подход. Его минус в том, что он не сработает, если у вас совсем мало подписчиков и нет на примете дружественных и более раскрученных каналов.
  2. Сарафанное радио. Это не такой бесполезный способ, как может показаться. Попросите своих друзей и знакомых рассказать в свою очередь их друзьями и знакомым о вашем канале. Но учтите, вам нужно очень хорошо поработать над вашим контентом, чтобы к вам пришли подписчики. Сарафанное радио не сработает, если ваш контент будет скучным и неуникальным.
  3. Email-рассылка. Если вы ведете клиентскую базу и общаетесь с ней с помощью email, то это тоже рабочий способ. Расскажите вашим подписчикам о том, что вы теперь есть и в Telegram. Дополните плюсами: почему они должны подписаться; что интересного вы там рассказываете; как часто будут выходить публикации. Не забудьте мотивировать — предложите скидку или подарок за подписку на канал. Откройте комментарии к вашим постам на канале и пусть все, кто подписываются, ставят туда +. Потом разошлите в личные сообщения пользователям подарок.
  4. Розыгрыши. Это дополнительный стимул подписаться на ваш Telegram-канал. Этот способ будет работать в связке с другими. Пока вы рекламируете свой канал, пользователи будут заходить на него, участвовать в розыгрыше и с большей вероятностью останутся надолго.
  5. Вирусный контент. Сложно, но если ваши посты будут разлетаться по другим каналам и личным сообщениям — количество подписчиков будет расти. Здесь нужно постараться и делать контент максимально полезным и качественным.

Платное продвижение

С платным продвижением проще. Договоритесь с другими каналами о платной рекламе. Лучше всего договариваться с блогерами — у них более лояльная и преданная аудитория. Слово человека, на которых подписаны пользователи, является для них гарантом качества.

Также вы можете купить рекламу вашего канала на сторонних площадках. «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен» и даже «Авито» — вариантов, куда пойти, много. Главное — определиться с тем, где наиболее вероятно обитает ваша потенциальная аудитория.

Анонс Telegram-канала в группе ВКонтакте
Анонс Telegram-канала в группе ВКонтакте

В Sendsay мы рассказали нашим подписчикам ВКонтакте, что у нас появился Telegram-канал. После этого можно настроить таргет на подписчиков или на пользователей со схожими интересами. Это может принести дополнительных подписчиков в Telegram-канал.

Чек-лист по Telegram

В заключение нашей статьи мы хотели бы еще раз пройтись по основным пунктам. Можете скопировать их и сверяться с ними по мере того, как осваиваете Telegram.

Что нужно сделать:

  1. Определиться нужна ли вам эта площадка — если вы не знаете, о чем рассказывать пользователям, лучше от нее отказаться и/или использовать ее исключительно для рассылок
  2. Хорошо поработать с названием и описанием канала
  3. Разработать единый визуальный стиль, тон-оф-войс
  4. Подготовить небольшой контент-план с постами, определиться с примерным временем и частотой постинга
  5. Определиться с продвижением. Мы советуем начать с бесплатных способов, а затем перейти к платным

Удачи!
Ваш Sendsay

Email *