26.05.2022
8 минут

Верстка адаптивных писем для email-рассылки: гайд

На эффективность рассылки влияет множество факторов. Один из главных – внешний вид. За него отвечают верстка и хороший дизайн.

Для дизайна важна не только красота, но и функциональность. Важно, чтобы дизайн письма выделял главное, работал на повышение CTR, хорошо выглядел на разных устройствах. Верстка, в свою очередь, должна быть адаптивной, ведь в 2021 году половина пользователей заходит в почтовые сервисы с телефона.

В статье вас ждет пошаговая инструкция ― расскажем про все инструменты верстки, а также как самостоятельно собрать письмо в сервисе почтовых рассылок.

Виды верстки email-рассылки

В сервисах рассылок есть разные варианты создания письма: блочный редактор, готовые базовые и тематические шаблоны. Но HTML-верстка также остается актуальной ― когда нужно реализовать оригинальную или сложную идею.

У каждого инструмента есть свои преимущества и недостатки.

HTML-верстка

HTML-верстка позволяет реализовать практически любое нестандартное решение: интерактивные элементы, сложный дизайн, тематическое оформление. Правильно сверстанные вручную письма корректно отображаются в разных почтовых сервисах и на разных устройствах.

Минус верстки рассылки в HTML в том, что она, как и верстка сайта, требует навыков и знания кода, но, в отличие от веб-страниц, тут необходим еще и опыт работы с почтовыми рассылками, понимание, как отображается верстка в различных почтовых клиентах. Если вы ими не владеете – быстро сверстать адаптивные письма для email-рассылки не получится. Чтобы сделать письмо, нужно подключить верстальщика, который будет писать код с нуля. А для этого не всегда есть время и ресурсы.

Сложная рассылка от спортивного бренда – здесь много кнопок, ссылок, далее идет каталог товаров
Сложная рассылка от спортивного бренда – здесь много кнопок, ссылок, далее идет каталог товаров

Верстка письма для рассылки в блочном редакторе

Верстка писем для email-рассылки в редакторе похожа на создание лендинга в конструкторе. Необходимо только продумать структуру, написать текст и подобрать картинки. Простое адаптивное письмо можно собрать в блочном редакторе сервиса рассылок самостоятельно. Это быстрее и дешевле, чем поручить специалистам верстать письмо с нуля.

Для создания макета обычно привлекают дизайнера, который отрисовывает баннер и другие элементы. Затем макет собирают в блочном редакторе, и письмо готово.

А если крутой дизайн не нужен, сам маркетолог может загрузить картинки, добавить кнопки со ссылками и распределить текст.

Более простое письмо с сертификатом на скидку от фотостудии – здесь есть картинка, текст, ссылка на сайт и уникальный код
Более простое письмо с сертификатом на скидку от фотостудии – здесь есть картинка, текст, ссылка на сайт и уникальный код

Минус блочного редактора в том, что он предусматривает типовые решения, в нем не получится сделать необычный или сложный дизайн и действовать можно только в рамках инструментов, предложенных разработчиком.

Стандартные возможности верстки в редакторе drag'n'drop:

  • добавлять блоки с текстом
  • вставлять изображения
  • добавлять кнопки, например «Поделиться»
  • давать ссылки на соцсети в формате иконок

В некоторых редакторах дополнительно можно менять размер отдельных блоков, делать письма с несколькими колонками, настраивать вид рассылки для десктопных и мобильных устройств.

В разных сервисах рассылок свои инструменты, но работают они по схожим принципам. Мы покажем, как собрать письмо, на примере сервиса Sendsay.

Верстка рассылки в сервисе Sendsay

Когда письмо нужно собрать быстро и c минимальными усилиями, можно воспользоваться готовыми шаблонами. В сервисах почтовых рассылок есть базовые шаблоны и тематические. Базовые шаблоны пустые ― их нужно заполнять самостоятельно. У тематических уже есть дизайн, который можно отредактировать: поменять цвет кнопок, текст, ссылки и запускать рассылку.

Собирать письма по готовым шаблонам удобно в Sendsay. После регистрации и авторизации вам предложат создать рассылку.

Кликаем «Создать выпуск», далее выбираем Email
Кликаем «Создать выпуск», далее выбираем Email

В настройках можно выбрать вариант создания письма: в HTML-редакторе, блочном редакторе или с использованием готового шаблона из галереи.

  Возможности верстки писем встроенного редактора сервиса Sendsay
  Возможности верстки писем встроенного редактора сервиса Sendsay

Если нужно быстро сверстать типовое письмо, выберите шаблон из галереи – останется только добавить в него информацию. В сервисе есть базовые пустые макеты (каталог, оповещение, приветственное письмо), а есть тематические на разные случаи (дайджест, Черная пятница, 8 марта).

  Базовые шаблоны писем в сервисе Sendsay
  Базовые шаблоны писем в сервисе Sendsay
  Тематические шаблоны писем в сервисе Sendsay
  Тематические шаблоны писем в сервисе Sendsay

В шаблонах блоки письма уже расставлены определенным образом, их можно отредактировать. Но вы можете самостоятельно собрать рассылку из элементов в блочном редакторе, если нужно создать свою структуру.

Пример верстки рассылки в блочном редакторе сервиса Sendsay

Выберите блочный редактор для создания рассылки и приступайте к верстке адаптивного письма. Вам доступны следующие элементы: текст, картинка, кнопка, разделитель и другие.

  Интерфейс и набор инструментов блочного редактора сервиса Sendsay
  Интерфейс и набор инструментов блочного редактора сервиса Sendsay

Добавьте нужное количество колонок исходя из прототипа. Самая простая структура – одна-две колонки. Большинство браузеров и приложений корректно отображают  такие письма.

На промежуточном этапе письмо может выглядеть так
На промежуточном этапе письмо может выглядеть так

Выберите нужные элементы и перетащите в тело письма. Настройте отображение: расположение, цвет, размеры.

  Следующий этап верстки писем для email-рассылки на примере сервиса Sendsay
  Следующий этап верстки писем для email-рассылки на примере сервиса Sendsay

Добавьте иллюстрации, впишите текст, вставьте ссылки для кнопок, баннеров, иконок.

Письмо почти готово
Письмо почти готово

Проверьте адаптивность письма – то, как оно отображается на разных устройствах. Для этого во встроенном редакторе есть панель с разными гаджетами: ноутбук, планшет, смартфон. Кликнув на любой из них, увидите, как выглядит письмо, если открыть его на выбранном устройстве.

Так сверстанное письмо будет выглядеть на вертикальном экране смартфона
Так сверстанное письмо будет выглядеть на вертикальном экране смартфона

На что обратить внимание при верстке

Не упустите несколько ключевых моментов:

  • Не забудьте, что почтовые клиенты не любят тяжелые письма. Если вес письма будет небольшим – больше вероятности, что оно отобразиться и не попадет под кнопку «Показать содержимое». Величина письма, самой верстки и вложенных файлов, должна быть не более 102 Кб и 5 Мб.
  • Добавляйте кнопки действий и ссылки на соцсети или для перехода на сайт.
  • Учтите, если блоки несимметричны, они могут некорректно перестроиться в мобильной версии письма. Если так и произошло – поправьте расположение элементов, установив отступы вручную. Симметричные рассылки в большинстве случаев адаптируются под разные устройства корректно.

В финале проверьте, как письмо отображается в разных браузерах и почтовых клиентах (Outlook, Gmail, Yandex, Mail.ru), сделав тестовую рассылку. По умолчанию верстка, выполненная в блочном редакторе, корректно отображается в большинстве популярных почтовых клиентов. Если ваша аудитория пользуется экзотическими почтовыми программами, стоит проверить, как в них отображается письмо.

Теперь вы знаете, как можно собрать рассылку без специальных навыков. Но такие письма все равно ограничены в форматах и дизайне. Если хочется реализовать что-то необычное, сделать супердизайн, придется обратиться к специалистам: дизайнер сделает макет письма, а верстальщик превратит его в код.

В Sendsay есть HTML-редактор, в котором вы можете как отредактировать готовый код, так и написать его с нуля.

Как верстать письма в HTML-редакторе сервиса Sendsay

Первый шаг в верстке HTML-письма – создание макета. На данном этапе создается дизайн и продумывается структура будущей рассылки. Подробнее можно почитать в нашей статье «Гид по дизайну в электронной рассылке».

На платформе рассылок Sendsay простой и удобный редактор кода. Чтобы в него попасть, кликните «Создать выпуск», выберите Email и среди предложенных вариантов по созданию письма – в HTML-редакторе.

  Создание рассылки в сервисе Sendsay
  Создание рассылки в сервисе Sendsay

Откроется пустая страница для ввода кода. Во второй части экрана письмо отобразится таким, каким его увидит получатель.

Для удобства можно переключать тон темы со светлого на темный и наоборот
Для удобства можно переключать тон темы со светлого на темный и наоборот

Вы можете вставить сюда свой код,  отредактировать его или оставить без изменений. А также написать код с нуля в интерфейсе Sendsay. Готовый код можно сохранить как файл, шаблон или отправить текстовую копию по электронной почте.

Как верстать HTML-письма: основные правила

При верстке email-рассылок в HTML-редакторе нужно соблюдать несколько принципов:

  • Использовать табличную верстку. При таком способе блоки с контентом помещаются внутрь одной общей таблицы. Благодаря этому сообщения нормально отображаются в почтовиках и браузерах, которые не поддерживают новые версии HTML и CSS.
  • Применять универсальные HTML-теги и атрибуты. Для верстки рассылок нужно использовать универсальные элементы кода, потому что не все браузеры считывают даже некоторые стандартные теги.
  • Использовать встроенные стили CSS. Это атрибуты, которые отвечают за оформление адаптивного письма в HTML. Их можно прописать в коде или отдельно и вставить в код ссылку на правила оформления. Но чтобы email-письма корректно отображались всеми клиентами, нужно описать CSS как атрибут в элементах HTML (inline-CSS), либо прописать общие стили для всего письма в head документа.
  • Указывать конкретные атрибуты для некоторых элементов HTML. Для таблиц прописывать ширину, расстояние от рамки до содержимого, отступ между ячейками. Для текста цвет, размер, межстрочный интервал, для изображений – ширину и так далее. Так почтовик не поставит эти значения по умолчанию, а возьмет из кода, и верстка не рассыпется.
  • Указывать фиксированную ширину письма. В среднем – от 600 px до 700 px. Благодаря этому на мобильных устройствах письмо нужно будет листать вниз, а не в бок.
  • Использовать стандартные шрифты. Чтобы текст везде отображался одинаково, пользуйтесь шрифтами, которые поддерживают все почтовые клиенты и устройства, например, Helvetica или Arial.

Для верстки почтовых рассылок подходит доктайп 4.01 (поддерживает все актуальные элементы и атрибуты) и кодировка UTF-8 (наиболее распространенная общепринятая кодировка).

Адаптивная верстка email-писем может предполагать создание плавающих блоков, которые располагаются на экране горизонтально или вертикально в зависимости от его размеров, или подстраивающегося содержимого. Во втором случае письмо адаптируется за счет изменения внутренних элементов – уменьшения картинок, кнопок.

Как может выглядеть адаптивная страница на разных устройствах
Как может выглядеть адаптивная страница на разных устройствах

Для создания адаптивных писем используют:

  • Гибридную верстку. Контент заключают в теги <center>, по горизонтали располагают теги <span> с указанной шириной. Тогда 2-3 колонки в письме на мобильном устройстве перестроятся в одну.
  • Медиа-запросы. Это команды, которые подстраивают письмо под разрешение устройства. Пользователю будет комфортно читать сообщение с любого экрана. Однако не все почтовые клиенты их поддерживают.
  • Mobile First. Принцип, при котором письмо сначала верстают под мобильные гаджеты, а потом адаптируют для компьютеров.

Верстайте адаптивные письма таким образом, чтобы они корректно отображались на тех устройствах и в тех программах, которыми пользуется большинство вашей целевой аудитории.

Чтобы протестировать рассылку и посмотреть, как выглядит адаптивное письмо в разных почтовых программах на разных устройствах, отправьте сообщение на свои почтовые ящики.

Делаем выводы и повторяем главное

Если вам нужно быстро сверстать несложную рассылку самостоятельно – используйте готовые шаблоны или блочный редактор сервиса рассылок. Нужно что-то посложнее – обратитесь к специалистам по созданию дизайна и верстке письма с нуля в HTML-редакторе.

Что нужно вспомнить перед тем, как верстать рассылку:

  • Начните с создания макета.
  • Если собираетесь сами сверстать письмо в блочном редакторе, не делайте структуру слишком сложной.
  • Проверьте готовое письмо на адаптивность во встроенном редакторе почтового сервиса.
  • Посмотрите, как выглядит рассылка, отправив ее на свою личную почту.

Мы разобрали основные нюансы верстки адаптивного письма. Как сделать рассылку с нуля от стратегии и текста до анализа эффективности, рассказали в этой статье – «Как сделать рассылку по email с нуля: инструкция».

Похожие статьи
9 полезных советов и 12 сценариев email-рассылок для интернет-магазинов
Как определить лучшее время для маркетинговой рассылки
Присоединяйтесь к нам в соцсетях