Возможно, про большую часть того, что мы перечисляем в этой статье вы уже где-то слышали или читали. Со многими трендами мы живем уже не первый год и, вероятно, они останутся с нами еще надолго. Однако начало 2023-го — повод освежить все это в памяти и сверится с курсом: в нужную ли сторону вы идете.
Читайте нашу обзорную статью о том, чем живет и будет жить digital-маркетинг в ближайший год.
Омниканальность
В рамках этого материала мы называем омниканальность трендом, хотя, конечно, это уже мастхэв для бизнеса.
Вообще у компаний появляется запрос на объединение всех взаимодействий с клиентом в какую-то единую форму. В частности поэтому не только крупный, но средний и малый бизнес начинают переходить в CRM-системы. Становится очевидным, что сервисы, помогающие объединить разрозненные процессы, экономят не только время и ресурсы, но и деньги.
То же касается и коммуникации. Бизнес начинает понимать, что последовательное общение бренда с пользователями — более эффективно показывает себя в игре в долгую. Более того, сами пользователи ждут, что бренд будет видеть их как индивидуальную единицу и вести с ними осознанный и целостный диалог на всех платформах коммуникации.
Омниканальность предполагает, что один и тот же пользователь может присутствовать сразу в нескольких каналах: делать заказ через десктопную версию сайта, отслеживать его доставку через мобильную, читать сообщения о распродаже в SMS, а промокоды применять из email-рассылки.
Задача бренда в этом ключе — везде воспринимать его как одного и того же клиента. Не начинать с нуля, а продолжать коммуникацию. И это главное отличие омниканального подхода от многоканального: при последнем пользователь во время перехода на новый канал как бы становится новым пользователем — соответственно, и общение с ним ведется с этой позиции.
Хорошая новость в том, что мультиканальность довольно легко превращается в омниканальность — при желании и с помощью специального инструмента, который позволяет объединить сразу несколько каналов. Это может быть CRM-система или, например, CDP — платформа клиентских данных.
Использование CDP
К слову о CDP: этот инструмент позволяет получить единую базу, в которой будет храниться полная информация о ваших пользователях. Буквально: платформа клиентских данных.
Востребованность CDP-платформ растет, так как технология, которая лежит в их основе, позволяет не только аккумулировать, но и анализировать данные из всех возможных источников. За счет этого формируется целостное представление о каждом отдельном клиенте. И, как следствие, появляется возможность составлять более точные товарные рекомендации, вести персонализированную коммуникацию — и за счет этого увеличивать прибыль.
Email-маркетинг
Примерно сколько существует email-маркетинг, существует и полемика вокруг того, жив он или мертв. 2022 год однозначно показал нам: он не просто жив, но и продолжает расти и развиваться.
В то время как происходили блокировки популярных соцсетей и бренды в растерянности пытались решить, где дальше вести коммуникацию со своими подписчиками — почта продолжала работать. Email-маркетинг в очередной раз показал, что он дает куда больше маневренности бренду: он не требует, чтобы все подписчики были зарегистрированы в одном домене — он просто связывает всех людей, у которых есть почта.
Глеб Кащеев, генеральный директор Sendsay:
«Email-маркетинг — отличный антикризисный инструмент: он дает быстрый и хороший результат при минимуме затрат. Так что в период любых турбулентностей, даже когда идет сокращение рекламного рынка в целом, число рассылок только увеличивается»
А почта есть практически у каждого второго пользователя на Земле. По данным исследовательской группы Radicti количество email-аккаунтов в мире достигло отметки в 4,258 млрд человек — это рост на 3 % в сравнении с 2021-м. И ожидается, что такой темп прироста пользователей сохранится, и к 2025 году число emai-аккаунтов достигнет отметки в 4,5 млрд.
В 2021 году медиахолдинг Rambler&Co проводил исследование, в рамках которого выяснил, сколько почтовых ящиков в среднем приходится на одного пользователя в России. Оказалось, что только 26 % опрошенных пользуется одним email. 33 % — двумя, 20 % — тремя, а у каждого десятого и вовсе больше пяти почтовых ящиков.
Так что люди не просто не перестали пользоваться электронной почтой — они даже заводят несколько аккаунтов под разные задачи. Кто-то создает отдельный ящик для получения маркетинговых предложений, а отдельный — для работы. Для чего пользователи используют сразу 5 email, можно только представить — вероятно, тоже для каких-то важных целей.
Исследований о том, сколько активных email-пользователей в России, не проводилось. Но можно предположить, что наши данные примерно коррелируют с мировыми. Почта все еще является одним из главных инструментов регистрации на разных сайтах — в том числе государственных. Поэтому ей активно пользуются и регулярно ее проверяют: по данным тех же Rambler&Co, 37 % пользователей заходят в нее несколько раз в день.
Интерактивный контент
В email, опросах, соцсетях, пуш-уведомлениях и даже при посещении сайта — люди в 2023 году ждут интерактива. Если быть честными, они и в 2022-м его ждали, и в 2021-м — и вообще этот запрос на креатив и интерактив у пользователей существует давно. И это важно учитывать в своей работе.
Под интерактивом мы подразумеваем:
- игры,
- конкурсы,
- возможность дать оценку заказу или доставке,
- пройти тест.
В общем все, что позволяет пользователю каким-то образом повзаимодействовать с вашим контентом, а не просто его прочитать. При этом необязательно всегда прибегать к каким-то сложным и дорогим механикам типа игр. Очевидно, что на регулярной основе делать такой контент не слишком костэффективно. Но любой элемент интерактива — то есть взаимодействия с пользователем — всегда работает в плюс.
Это даже может быть просто рубрика, основанная на комментариях или вопросах подписчиков. Такой прием использует в своих письмах, например, Simple Wine — мы вообще любим показывать письма этого магазина, потому что они грамотно используют тренды и делают цепляющие рассылки.
Более сложные механики требуют и более сложных креативных идей и инструментов — зато они также вызывают больше отклика и имеют большую пиарабельность и вирусный потенциал.
Чтобы реализовать ту же игру в соцсетях, нужно либо отдельное приложение, либо чат-бот, либо какая-то интересная механика, которая привлечет аудиторию. С email другая история, здесь есть два пути: либо переносить все сложные тесты, опросы и игры на отдельный лендинг, либо создавать AMP-рассылку.
Для тех, кто впервые видит эту аббревиатуру, расшифруем: AMP или accelerated mobile pages — это технология, которая позволяет превратить письмо в мини-сайт. За счет этого появляется возможность реализовать игру, тест или провести опрос или даже сделать заказ прямо в письме без перехода на сторонние лендинги. Это позволяет повысить вовлечение: люди охотнее принимают участие в активностях, когда не нужно переходить по ссылкам.
Искусственный интеллект и чат-боты
Искусственный интеллект и технологии с ним связанные — это уже и наше прошлое, и настоящее, и будущее. Пожалуй, не найдется такого человека, которого придется убеждать в том, что это тренд.
Постепенно они берут на себя роль техподдержки — и эта тенденция только усилится за счет совершенствования алгоритмов. Они будут не только отвечать на стандартизированные и простые вопросы, но и помогать с выбором товара, оформлять доставку и т. д.
ИИ вообще захватывает все больше сфер: от автоматизации продаж и email-рассылок до создания контента. В Sendsay, например, тоже работает искусственный интеллект: он определяет лучшее время для доставки сообщения и помогает узнать, какой товар будет наиболее интересен пользователю. Все это — без участия человека, его алгоритмы автоматически проделывают эту работу для каждого получателя в базе. Он не спит, не устает, не ошибается. Попробуйте все возможности сервиса прямо сейчас в бесплатном тарифе на 200 подписчиков.
Пользовательский контент
Эпоха новой искренности диктует свои тренды: люди устали от выхолощенного контента и идеальных фотографий, они хотят видеть больше жизни. Поэтому на первый план здесь выходит UGC — или пользовательский контент.
Преимущество такого контента — в нативности. Все мы читаем отзывы перед тем как купить тот или иной товар: по сути это и есть UGC. Мы не доверяем мнению бренда, но доверяем мнению другого человека: 84% клиентов говорят, что верят публикациям других людей больше, чем рекламе.
Что делать бренду с UGC? Искать, использовать, мотивировать пользователей его создавать — и снова использовать.
Также можно «стилизовать» свой текущий контент или какую-то его часть таким образом, чтобы он напоминал пользовательский контент. Заявлять о том, что это UGC при этом не нужно — он просто должен создавать такое впечатление.
Короткие видео
TikTok, кажется, навсегда изменил нашу жизнь: все теперь хотят смотреть видео. Reels, клипы VK, YouTube Shorts — все популярные соцсети и видеохостинги уже адаптировали свои сетки под «тиктоковский» формат.
Как можно использовать видео:
- для обучения,
- знакомства с продуктом,
- органического продвижения.
Важно соблюдать баланс: если вы делаете образовательный контент, стараться укладывать в максимально короткие форматы (до минуты). Если же вы делаете развлекательный контент — стараться держать руку на пульсе. Следить за тем, что вирусится прямо сейчас — и повторять, пока в тренде.
Ориентация на удержание клиентов и лояльность
Еще один урок, который нам преподал 2022 год, можно выразить одной всем известной пословицей: старый друг лучше новых двух. Действительно, прошлый кризисный год ярко продемонстрировал, что удержание клиентов — это формула успешного бизнеса. Или по крайней мере функционирующего.
В момент, когда заблокировали соцсети, в которых всех продвигались, когда стало невозможно использование привычных рекламных инструментов — стало понятно, что ставка на привлечение новых клиентов, чревата большими рисками. И лояльные и стабильные клиенты — это то единственное, что способно прокормить бизнес в этой новой реальность.
Ставка на удержание текущих клиентов и увеличение их лояльности — то, что безусловно ждет нас в 2023 году.
Постскриптум
Список получился довольно объемным — мы понимаем, что сложно все и сразу удержать в голове. Поэтому мы дадим вам небольшой совет напоследок: начните с чего-то одного. Выберите то, что откликается вам больше всего, или то, в чем вы видите проблемную зону у себя сейчас: допустим, вы все еще используете мультканальный подход и страдаете от этого. И начните с этого: посвятите год омниканальности.
Не нужно внедрять все тренды одновременно — это задача не на двенадцать и даже не на двадцать четыре месяца. Действуйте последовательно и постепенно — а мы постараемся помочь вам на этом пути.
Кроме того, мы делимся полезной информацией в сфере digital-маркетинга в нашем телеграм-канале, при подписке на который дарим книгу «Email-маркетинг для бизнеса». Подробнее о том, как ее получить, рассказали в закрепленном сообщении канала.
Подключайте Sendsay, чтобы сделать ваш email-маркетинг мощнее 💪