10.04.2024
8 минут

У каждого свои ассоциации: зачем вступать в профильные некоммерческие организации

Есть такое наблюдение: в кризисные времена в обществе увеличивается потребность в объединении. 

И это касается не только отдельно взятых людей, но и бизнеса в целом: на фоне сложных условий растёт потребность к сетевым бизнес-моделям — то есть к созданию ассоциаций, объединяющих профессионалов из смежных сфер.

Явление вполне закономерное: решать проблемы вместе куда проще, чем поодиночке. Но что ещё даёт компаниям разного масштаба вступление в профессиональные ассоциации — рассказываем в новом материале. 

Плюсы и минусы вступления в ассоциацию или партнёрского сотрудничества с такими организациями 

Как и у любого другого бизнес-решения, у вступления в профессиональную организацию есть и возможности, и ограничения. Начнём, пожалуй, с позитивного — то есть с возможностей.

Наиболее очевидна выгода от присоединения к отраслевым ассоциациям для молодых компаний. Такое решение может помочь повысить знание о вашем продукте, укрепить доверие — как со стороны других игроков рынка, так и со стороны потребителей. Но и для крупных компаний есть мотивация для присоединения к таким организациям.

  1. Нетворкинг — это большое преимущество. Вступая в профессиональную ассоциацию, вы получаете доступ к сообществу единомышленников, у которых можно перенять опыт. Это, кроме прочего, дает возможность объединять усилия по развитию рынка, создавать консолидированное публичное мнение отрасли.
  2. Трендвочинг — то, что идёт побочным продуктом от нетворкинга. В сообщества, как правило, объединяются самые сильные игроки рынка: они делятся информацией, своими наблюдениями и лучшими практиками. Суммарно это расширяет знания для всех участников ассоциации — так как появляется возможность посмотреть на привычное под непривычным углом.
  3. Выстраивание диалога с обществом, властью или другими организациями — ещё одна важная возможность. Отдельной компании, какой бы крупной она ни была, сложно добиваться изменений для целого сегмента рынка. Ассоциация позволяет объединить и усилить разрозненные голоса — и обозначить проблему уже совершенно на другом уровне. Именно поэтому в частности на встречи с президентом часто приходят именно представители ассоциаций, а не отдельных компаний — так их обращения приобретают больший вес, а шансы на ответ повышаются.
  4. Партнёрство. И в плане запуска спецпроектов, и проведения совместных исследований, конференций, PR-кампаний и т. д. При этом, чтобы запустить совместный проект с ассоциацией, даже необязательно быть её участником — достаточно чётко понимать, какие преимущества из сотрудничества может вынести каждая сторона. Из плюсов такого партнёрства — профильные организации, как правило, собирают «сливки» представителей узкого сегмента рынка. За счёт этого партнёрство с ассоциацией потенциально имеет довольно широкий PR-эффект и в целом позволяет прокачивать собственную экспертность. 

Наличие таких преимуществ накладывает и дополнительные обязательства:

  1. За членство в ассоциации нужно платить взносы. Их величина зависит, в том числе, от масштаба самой организации — но без них обойтись невозможно. Создание такой организации и дальнейшее её функционирование требует денег. А значит, бизнесу придется выделить под это отдельный бюджет — что может быть чувствительно, особенно для малого бизнеса.
  2. Участники должны соблюдать правила и предписания ассоциации. Обычно требования адекватны и выполнимы — ведь они создаются для того, чтобы решить общую проблему и привести к общему знаменателю всех участников организации. Но факт остается фактом: иногда правила могут усложнять работу и даже противоречить некоторым бизнес-целям. С этим придётся смириться.
  3. На руководителей ложится ряд новых обязательств. Членство в ассоциации автоматически влечет за собой необходимость посещать собрания, участвовать в мероприятиях и жизни сообщества в целом.

И не забывайте о том, что вступление в профессиональную организацию приковывает к вам дополнительное внимание — это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, вы получаете дополнительные социальные очки, становитесь более узнаваемыми, повышаете доверие к себе и своему продукту. С другой стороны — каждый ваш шаг рассматривается под лупой, каждая ошибка приобретает больший вес. 

С новыми возможностями приходит и новая ответственность — и нужно быть готовыми её нести.

Кто вступает в ассоциации: кейсы

Если вы попробуете поискать в Интернете информацию о том, кто вступает в профессиональные ассоциации — вы увидите огромное количество новостей о неизвестных вам компаниях, вступающих в неизвестные вам организации. И, конечно же, при таком раскладе довольно сложно понять, с какой целью они это делают. 

Поэтому мы разберём один иностранный, второй локальный кейс с известными компаниями — и посмотрим, какую пользу они получили от вступления в отраслевую ассоциацию и какие цели при этом преследовали.

Netflix и Американская ассоциация кинокомпаний

В 2019 году компания Netflix вступила в MPA (Motion Picture of America) — ассоциацию кинокомпаний. Стоит отметить, что это довольно дорогое удовольствие. В 2022-м году организация собрала $74,5 млн взносов с участников, которых, кстати, шесть — включая Netflix.

Номинально ассоциация создана для того, чтобы отстаивать бизнес-интересы киностудий — но очевидно, что каждый из её членов мог бы легко защитить себя самостоятельно. Это становится понятно при прочтении списка других участников организации.

Приняв решение о вступлении в MPA, Netflix встал в один ряд с такими компаниями, как Paramount Pictures, Universal Pictures, Sony Pictures, Walt Disney Studios, Warner Bros — все это крупнейшие создатели развлекательного контента не только в Соединённых Штатах, но в мире. Этим компаниям принадлежат самые прокатные картины — от полноэкранных фильмов до сериалов.

В 2019-м компания Netflix уже была очень влиятельной фигурой на площадке видеостримингов — и имела за спиной несколько собственных успешных проектов: «Любовь. Смерть. Роботы», «Ведьмак» и нашумевшие «Очень странные дела». Но при этом в обществе ещё не было устойчивых ассоциаций с Netflix как с самостоятельной студией, которая не только транслирует, но и создаёт контент.

«Записав» себя в список самых известных кинокомпаний Netflix сделал довольно громкое заявление, фактически сделав свой стриминговый сервис вторым по приоритетности продуктом. Ведь члены MPA, как гласит в заявлении генерального директора организации Чарльза Ривкина, — это те, кто двигает индустрию кино вперёд.

Skillbox и Ассоциация цифровых инноваций в образовании

Ещё один кейс декабря 2022 года. Сразу несколько образовательных площадок объявили о создании Российской ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Среди них: Skillbox, «Нетология», «СберОбразование» и другие — всего девять учредителей и одновременно участников.

Ассоциация была создана с несколькими целями:

  1. Легитимизация EdTech-отрасли: инициирование изменения законов, касающихся онлайн-образования, повышение прозрачности рынка в целом.
  2. Повышение качества образовательных продуктов: разработка единых стандартов качества и методических материалов.
  3. Интеграция в госпроекты.
  4. Создание собственных социально-ориентированных проектов.
  5. Обмен опытом с другими игроками рынка.

Рынок EdTech даже в 2024 году всё равно отчасти находится в серой зоне. Поэтому все перечисленные цели призваны улучшить жизнь цифровых образовательных проектов в стране.

С одной стороны, потребители привыкли к курсам, с другой — в обществе они всё ещё считаются «недообразованием» и не всегда котируются работодателями.

Это глобальная проблема бизнеса, которая напрямую отражается на потребителе. Если у онлайн-курсов нет образовательных стандартов, если их работа не регулируется на правовом уровне — к ним будут неизбежно возникать вопросы. Так как в таком контексте фантазийный курс любого блогера имеет такой же статус как курс большой образовательной платформы. И как раз эту проблему ассоциация и будет решать.

Сейчас РАЦИО в основном занимается налаживанием диалога с государством. Организация выступает своеобразным переводчиком: объясняет участникам, как взаимодействовать со структурами, параллельно защищая их репутацию и отстаивая права. 

Постепенно ситуация меняется: ассоциация поставила целью на законодательном уровне изменить подход к аккредитации онлайн-курсов. И, по словам руководителя организации, некоторые идеи уже получили поддержку представителей парламента.

Получается, членство в РАЦИО, как минимум, даёт платформам возможность выносить на обсуждение не свои частные проблемы, а проблемы отрасли в целом — и это обращает на себя внимание законотворцев. 

А также участие также сигнализирует простым потребителям о том, что эти компании заботятся о качестве своего продукта и делают все возможное, чтобы его улучшить.

Как выбрать ассоциацию

Итак, быть членом профильной ассоциации действительно может быть полезно для компании. Выгода получается весьма конкретная.

  • Доверие клиентов
  • Лоббирование собственных интересов 
  • Защита прав
  • Обмен опытом с профессиональным сообществом

Всё это, конечно, звучит привлекательно. Но эти преимущества работают только в том случае, если серьёзно отнестись к выбору ассоциации.

Здесь важно давать себе отчёт, что не каждая организация, подходящая по отрасли, в действительности будет отвечать целям и задачам вашей компании. Поэтому, перед тем, как принимать решение о вступлении в какую-либо организацию, стоит:

  • Расставить бизнес-приоритеты
  • Изучить деятельность разных профильных ассоциаций
  • Сравнить условия членства
  • Пообщаться с действующими участниками
  • Проанализировать деятельность организации и её эффективность

Есть вероятность, что идеальной ассоциации, которая бы отвечала вашим требованиям и представлениям, пока не существует. И здесь можно воспользоваться возможностью — и попробовать объединиться с другими игроками рынка для её создания. Так, например, сделали мы →

Sendsay совместно с DashaMail и Stream Telecom приняли решение о создании Ассоциации компаний по защите и хранению персональных данных.

Наша мотивация проста: персональные данные — это то, вокруг чего строится вся наша работа. Это то, что доверяют нам наши клиенты. Это то, чем больше всего дорожат клиенты наших клиентов.

Ценность этой «валюты» особенно чётко стала понятна в 2022 году — после резкого ухода зарубежных сервисов с российского рынка. Это был поворотной момент, когда все мы осознали, какому риску подвергаются бизнесы, держащие свои данные на сторонних сервисах. Стало понятно: нужна какая-то организация, которая бы отвечала на сложные вопросы: о том, где хранить данные и как, какие существуют риски, на какие документы и сертификаты обращать внимание при подписании договоров с сервисами. Такая организация, которая позволила бы объединить усилия компаний, работающих с персональными данными. Помогла бы менять рынок к лучшему, наладить диалог и с коллегами, и с государством. 

И мы возложили на себя миссию основания такой ассоциации. Это сложный путь, который невозможно посоветовать любому бизнесу. Создание подобной организации требует много ресурсов — многим больше, чем вступление в уже существующую. 

Но этот пример иллюстрирует, что иногда решение глобальных проблем требует глобальных решений. И совместными усилиями вполне возможно реализовать любую, даже самую масштабную идею.

Поэтому не ищите лёгких путей — ищите способы изменить индустрию к лучшему! Тогда и ваш бизнес будет процветать.

Над статьёй работали:
Похожие статьи
Полный гайд по статистике рассылок: как ее собирать, анализировать и использовать для улучшения email-маркетинга
Гайд по контенту для писем: пишем текст, правильно его оформляем и придумываем тему
Присоединяйтесь к нам в соцсетях